Каромат Шарипов в России чувствует себя как на родине.
Фото РИА Новости
Новость о том, что с 2012 года работодатель, использующий труд мигрантов, должен будет делать за них отчисления в Пенсионный фонд РФ, незаслуженно осталась в тени прошедших парламентских выборов. Хотя дебаты в Госдуме по этому важнейшему вопросу – кто будет платить пенсии гастарбайтерам и нужно ли это вообще делать – были очень жаркими. Интерес к законопроекту проявили лоббисты национальных диаспор, которые видят в этом не только экономические, но и политические интересы. Достаточно сказать, что финансовый поток из России в виде денежных переводов только в Таджикистан оценивается примерно в 4 млрд. долл. в год.
Один из главных спикеров по проблемам мигрантов – Каромат Шарипов, глава общественной организации «Таджикские трудовые мигранты», с некоторых пор претендующий на роль представителя интересов всех уроженцев Средней Азии. Этот человек стал хорошо известен в связи с недавним конфликтом из-за приговора русскому летчику в Таджикистане, в котором занял откровенно антироссийскую позицию, несмотря на то что сам является гражданином Российской Федерации. Так и в данном случае: критикуя последние нововведения в области миграционной политики – отчисления в Пенсионный фонд и введение обязательного экзамена по русскому языку для мигрантов, – он предлагает вместо этих мер свой путь – как можно скорее заняться разработкой «цивилизованного миграционного законодательства».
Предложения Шарипова звучат шокирующе для всех, кто привык считать миллионы иностранных гастарбайтеров, окружающих нас повсюду, временным явлением. Напротив, он считает их будущими хозяевами русской земли вместо обленившихся и вырождающихся русских, плохо скрывая свое презрительное отношение к аборигенному населению России даже во время публичных выступлений.
Напомним, общее количество нелегалов в стране, по приблизительным данным, уже более 5 млн. – это без малого 5% населения нашей страны. Большинство из них работают по поддельным документам, получают черную зарплату. Они совершают уголовные преступления, многие приезжие из Средней Азии везут с собой в Россию не только туберкулез и полиомиелит, но и афганский героин. Кроме того, нелегальные трудовые мигранты – огромный сегмент теневой экономики. И нежелание государства мириться с этим, а заодно немного уменьшить дефицит Пенсионного фонда за счет нелегалов, в целом понятно. Однако данные меры представляются малоэффективными.
Самое главное, что никаких стимулов платить за мигрантов у работодателей сегодня нет и вряд ли они вдруг появятся. При вступлении в силу закона об отчислениях в Пенсионный фонд работодатель получит дополнительную заинтересованность в том, чтобы использовать исключительно нелегальный труд. Никто не захочет добровольно увеличивать налоговую нагрузку. Кроме того, общество тревожит, что теперь работающие россияне, возможно, будут оплачивать пенсии мигрантам из своего кармана.
Так, продающиеся сегодня на «открытом рынке» миграционные карты и разрешения на работу, реализацией которых в промышленных масштабах занимаются в том числе сам Каромат Шарипов и его организация, приносят доход не государству, как было задумано, а теневым дельцам, в том числе и мафии. Не исключено, что в скором времени появится криминальная схема с использованием поддельных трудовых контрактов мигрантов с фирмами, которые якобы делали перечисления за них в Пенсионный фонд.
Опасения людей, что последние меры правительства исходя из существующей правоприменительной практики не будут реально работать – в значительной мере оправданны. Именно на этих обстоятельствах пытается сейчас играть Каромат Шарипов, снова и снова предлагая собственное, окончательное и эффективное решение большинства проблем, связанных с миллионами нелегалов. Стоит помнить, слушая его слова, что этот человек относительно недавно сам незаконно находился на территории нашей страны. Впоследствии, с разрешения Тельмана Исмаилова, организовал на территории Черкизовского рынка «таджикскую службу безопасности», занимавшуюся вымогательством у своих земляков и торговлей наркотиками. Пытавшихся усомниться в авторитете Шарипова его подручные просто избивали до смерти. Сегодня Черкизон закрыт, и теперь этот «эксперт по межнациональным отношениям», общественный деятель и «посол мира» всеми способами добивается дальнейшего смягчения миграционного законодательства, весьма смело критикует федеральную власть, раздавая интервью журналистам центральных СМИ.
Описывая ужасные условия жизни нелегалов, Шарипов ни разу не упоминает о том, что Россия и так является мировым лидером по отношению количества нелегальных мигрантов к численности коренного населения и испытывает возрастающее с каждым годом демографическое давление со стороны своих южных и восточных границ, угрожающее ее национальной безопасности. В этой связи предложение Шарипова выглядит как совет сжечь дом, чтобы поджарить яичницу. Но похоже, ослабление регулирующих функций государства в этой сфере подобным людям только на руку. Не исключено, что в результате через пять лет союзы мигрантов и подобные общественные движения трансформируются в многочисленные и влиятельные преступные организации. Уже сегодня организация Шарипова, начинавшая с крышевания мелких торговцев, по оперативным данным, активно сотрудничает с чеченскими ОПГ, занимаясь взысканием с коммерческих структур и просто обеспеченных людей «долгов» перед гастарбайтерами, зачастую мнимых и ничем не подтвержденных.
Так что вопрос с легализацией мигрантов намного сложнее, чем кажется на первый взгляд.
Даже если предположить, что вдруг все работодатели станут законопослушными и начнут платить белую зарплату гастарбайтерам, которые будут трудиться по Трудовому кодексу РФ, производя отчисления в Пенсионный фонд, – нужно ли это делать? Цивилизованный рынок труда – это прекрасно, например, в США есть «гринкард» – разрешение на работу, но это не обязывает правительство Соединенных Штатов платить потом пенсию работавшему в США человеку. Более того, за редчайшими исключениями, ни один мигрант не будет зарабатывать столько же, сколько американец на аналогичной должности, и жаловаться бесполезно. Считается, раз человек получает шанс неплохо заработать в другой стране, этого достаточно, а как потом он распоряжается деньгами – его личное дело.
Каромат Шарипов в своих спекуляциях на проблеме нелегальной миграции в Россию идет намного дальше. Он призывает не только выдать отечественный аналог «гринкард» всем мигрантам, подавляющее число которых имеют нелегальный статус и не говорят на русском языке, но и к подписанию с гастарбайтерами трудового контракта, уравнивающего их с российскими гражданами, а также ИНН, номер социального страхования. Уместно спросить: где тогда будет проходить граница между РФ и государствами Средней Азии?
При первом приближении в словах Шарипова можно заметить одно существенное противоречие. С одной стороны, он участвует в импорте нелегальных трудовых ресурсов из Таджикистана, неплохо зарабатывая на продаже своим землякам миграционных карт и разрешений на работу, и одновременно добивается их легализации в России. Казалось бы, для чего губить такой выгодный теневой бизнес? Просто на своей «правозащитной» деятельности глава движения «Таджикские трудовые мигранты», кстати далеко не бедный человек, хочет заработать капитал другого рода. Политический.
В нашей стране на протяжении последних лет происходит увеличение доли населения, исповедующего ислам, этот процесс пойдет гораздо быстрее, если решение проблемы нелегальной миграции будет происходить так, как предлагает Шарипов. Не случайно он не один год выступает инициатором создания мусульманской партии в России, потенциальный электорат которой может формироваться также за счет гастарбайтеров из Средней Азии.
Амбиции Каромата Шарипова в свое время простирались очень далеко, вплоть до поста президента Таджикистана, но политическая карьера для него на исторической родине невозможна. Там он может быть арестован в любой момент за множество преступлений: ряд убийств, в том числе в 1994 году российского офицера, подполковника Долматова В.Д., организацию канала по контрабанде в Афганистан оружия, похищенного со складов 201-й бригады российской армии во время гражданской войны в Таджикистане. Могут припомнить ему и связи с лидерами исламских экстремистов, которые он не просто сохранил, но и активно поддерживает. Сейчас никто не обращает внимания на работу у нас проповедников-миссионеров среди гастарбайтеров из Средней Азии, возможно, скоро об этом придется сильно жалеть.
Напротив, в России Каромат Шарипов по каким-то причинам чувствует себя в полной безопасности, наша страна была и остается для него «территорией охоты», а теперь стала еще и площадкой для политической карьеры. В России, с ее якобы «нечеловеческим отношением» к мигрантам, Каромат Шарипов непонятным образом получил гражданство нашей страны, при этом продолжает нарушать ее законы и поливать грязью ее народ. Что касается его активной общественной деятельности в роли «посла мира», то, судя по приведенным примерам, ее никак нельзя назвать мирной и созидательной, а скорее преступной и разрушительной.