Красноярские частные перевозчики решили воспользоваться выборами, чтобы привлечь внимание к росту стоимости дизельного топлива. Около 150 представителей компаний-перевозчиков и водителей автобусов на минувшей неделе провели пикет против высоких цен на дизельное топливо, которые за последние недели выросли почти на 4 руб. Этот рост, по мнению перевозчиков, существенно снижает рентабельность бизнеса и дает им основания в очередной раз требовать повышения тарифов на проезд.
Перевозчики обиделись на «Единую Россию». В начале октября в Красноярском крае на 1,5 руб. снизились цены на самую популярную марку бензина АИ-92. Этот предвыборный подарок автолюбителям преподнес лидер краевого списка партии власти на выборах в Госдуму, глава МЧС Сергей Шойгу, сумевший договориться с руководством «Роснефти» о снижении цен в обмен на помощь краевой власти в развитии в регионе сети АЗС этой компании (см. «НГ» от 28.09.11).
Но пострадавшей стороной посчитала себя Красноярская ассоциация пассажирских перевозчиков. «За последний месяц цена дизтоплива увеличилась на 3,7 рубля. Цена дизтоплива превысила цену АИ-92, – сообщил заместитель председателя Ассоциации пассажирских перевозчиков Виктор Сидоров. – Почему не повышается цена на АИ-92, понятно – потому что журналисты это повышение сразу чувствуют и начинают кричать. В то же время дизельное топливо уже дважды подорожало, а в телевизоре тихо».
Этот пикет стал продолжением давней борьбы частных перевозчиков за равные права с аналогичными муниципальными предприятиями. Два месяца назад Красноярская ассоциация пассажирских перевозчиков опубликовала открытое обращение к губернатору края и депутатам Заксобрания. В нем члены ассоциации пожаловались на несправедливость, подчеркнув, что транспортные предприятия частной формы собственности находятся в «более тяжелых экономических условиях», нежели муниципальные. «Только четыре существующих на сегодняшний день муниципальных предприятия Красноярска, включая предприятие электротранспорта, ежегодно получают более 350 миллионов рублей дотаций, что составляет в пересчете на одну единицу выпускаемого подвижного состав миллион рублей в год, или 4,5 рубля на каждую поездку сверх утвержденного тарифа в 13 рублей», – говорится в обращении. По мнению частников, нарушения законов конкуренции привели к сокращению числа независимых перевозчиков и ухудшению показателей работы оставшихся на рынке компаний.
Краевые чиновники пока предпочитают ситуацию не комментировать. «Конечно, странно, что, понизив цены на бензин, власть как-то забыла о дизтопливе. Но все же надо понимать, что Ассоциация перевозчиков, проводя пикеты и другие акции протеста, преследует в первую очередь свои коммерческие интересы. Их протестная активность, тем более во время избирательной кампании, связана по большей части именно с этим обстоятельством, – заявил «НГ» депутат горсовета Красноярска Андрей Селезнев. – По понятным причинам городских парламентариев гораздо больше волнуют проблемы муниципального транспорта, хотя, конечно же, повышение цены на солярку невыгодно и тем автотранспортным пассажирским предприятиям, которые субсидируются за счет городской казны. Нужно искать в этом вопросе разумный компромисс».
Красноярск