Каромат Шарипов эмоционально заступается за таджикских мигрантов.
Фото РИА Новости
История с российскими летчиками в Таджикистане благополучно закончилась. Можно подводить итоги, причем не только приятные. Мы спасли наших граждан за границей, но, оказывается, незаметно терпим поражение у себя дома. «Судные дни для таджикских трудовых мигрантов», «массовые репрессии в отношении таджиков на территории России» – такие заголовки российских изданий стали главной новостью из нашей страны для ведущих мировых СМИ. Истерика вокруг высылки из России таджиков-нелегалов нагнеталась во многом искусственно. Но бессмысленно отрицать: нелегальные мигранты – «болевая точка» общества, и хорошо, что она оказалась в центре внимания. Одновременно вызывает тревогу направление, которое придается обсуждению этого вопроса, а главное, цели людей, задающих общий тон дискуссии.
К примеру, на основе неких «собственных источников» глава общественного движения «Таджикские трудовые мигранты» Каромат Шарипов в течение недели упорно заявлял о депортации «за нелегальное нахождение» на территории России в Таджикистан полутора тысяч человек, при этом представляя работу ФМС РФ как «изгнание» и «массовые репрессии». Естественно, никаких доказательств этим словам не приводилось.
Между тем, таджикские СМИ цитируют замначальника управления миграционной службы при правительстве Таджикистана Сафарбека Тохирова, по данным которого с 11 по 16 ноября в страну были высланы 57 человек. А по официальным данным российской стороны, за это же время на родину было отправлено более 300 граждан РТ, незаконно находившихся на территории РФ. Капля в море, учитывая минимум 1,5 миллиона таджиков, 90% которых находятся в нашей стране незаконно. Как видим, ни о каких «тысячах» не было и речи. К счастью ли, или к сожалению – это пусть каждый решит для себя сам.
Россия – рай для нелегальных мигрантов
По данным ООН, Россия с 2008 года входит в число стран с наиболее высоким уровнем мигрантов на душу населения. Специалисты оценивают общее число незаконных мигрантов в России примерно в 4–5 миллионов при собственном населении в 140 млн. По этому показателю наша страна уступает только Соединенным Штатам, там нелегалов около 12-15 млн. при собственном 300-миллионном населении. Согласно последним цифрам, приведенным пресс-секретарем ФМС Залиной Корниловой, в 2010 году из нашей страны было депортировано 22 000 незаконно находившихся на ее территории граждан других государств. И вряд ли в этом году эта цифра будет больше. Для сравнения, за тот же период иммиграционная и таможенная полиция США, аналог ФМС РФ, выслала из страны 396906 нелегальных иммигрантов. Вывод простой и однозначный – российскую миграционную политику можно охарактеризовать как исключительно мягкую, в первую очередь к нелегалам из Средней Азии, составляющих абсолютное большинство в общей массе.
Между тем, в среде прибывающих в Россию мигрантов наблюдаются тревожные для нас процессы. По данным Центра миграционных исследований (ЦМИ), который провел в конце прошлого года мониторинг гастарбайтеров, приехавших к нам из стран СНГ, только 50% из них были в состоянии заполнить официальные документы на русском языке. А каждый третий не знает русского языка вовсе.
Игорь Белобородов, директор Института демографических исследований считает: наркотрафик из Таджикистана – прежде всего мигранты. Большинство изнасилований в Москве совершают выходцы из Средней Азии. Менингит и полиомиелит, гепатит в Московской области – и тут не обошлось без мигрантов. После закрытия Черкизовского рынка медицинская проверка выявила более 200 случаев инфекционных заболеваний: 114 – туберкулез, 36 – сифилис и 13 – ВИЧ-инфекция. Так что обращение президента Медведева к сотрудникам ФМС активнее исполнять свои обязанности и «наводить порядок» логично и объяснимо.
Вместо благодарности – потоки лжи
На этом фоне, недостоверные и даже провокационные оскорбительные высказывания председателя движения «Таджикские трудовые мигранты» (ТТМ) Каромата Шарипова в эфире российских телеканалов и радиостанций, стали неприятным сюрпризом. Шарипов сравнивал работу сотрудников миграционной службы с антигрузинской кампанией 2006 года. «Таким же образом из России выгоняли грузин. И русские потеряли Грузию. Потом потеряли Украину, Узбекистан, теперь, похоже, очередь Таджикистана». По его мнению, высланные из России таджикские нелегалы, «уйдут в горы к талибам», а без их рабочих рук российскую экономику, якобы, ожидает крах, так как она держится на гастарбайтерах.
Разумеется, никаких «талибов» в горах Памира нет, и никогда не было. В Афганистане главные враги «Талибан» – как раз «Северный Альянс» – этнические таджики, узбеки и туркмены, много лет воевавшие с талибами, большинство которых принадлежат к пуштунским племенам юга и юго-востока страны. К тому же, Шарипов откровенно «путается в показаниях» – признак человека много говорящего, но не всегда готового отвечать за свои слова. Если сначала у него таджики уходили к талибам, то по другой его версии, якобы массово депортируемые из России нелегалы уже готовили «арабскую весну» президенту Таджикистана Эмомалии Рахмону.
Что же касается того, кто и на чьих плечах стоит, то и тут господину Шарипову можно ответить. Министерство финансов Таджикистана следит за объемами денежных переводов из России, так же как мы за курсом доллара или ценой барреля нефти. Согласно статистике ЦБ РФ по итогам 2010 года, общий объем денежных перечислений из России в Таджикистан составил $2,2 млрд, а за первое полугодие 2011 года ≈ $1,2 млрд. Объем ВВП Таджикистана в 2010 году превысил $5,6 млрд, а значит, доля только учтенных переводов из России составляет 40% экономики этой беднейшей страны, при этом размеры нерегистрируемых денежных потоков из России в Таджикистан могут быть по масштабам вполне сопоставимы с официальными переводами. Так кто на ком держится?.
Собственно, сказанное Шариповым можно было бы объяснить его эмоциональностью и желанием показать значимость Таджикистана для России. Но есть и другие цитаты, которые свидетельствуют, что председатель движения «Таджикские трудовые мигранты» думает о русских как о ленивом, пьяном сброде без будущего. Чувствуя свою безнаказанность один из лидеров далеко не самой влиятельной национальной диаспоры, похоже, не считает нужным это скрывать!
К. Шарипов: Я живу в России. Поэтому в курсе того, что численность её население, в отличие от населения Таджикистана, сокращается. В России работать некому. Мы сказали людям, что вы можете бездельничать, они бездельниками стали в Москве. Они ушли из города, бросили свой город. Получается, мигранты, как в Париже, приезжают и строят все. Это все остается, благодаря им и другим гостям. Я не исключаю, что будущий мэр Москвы будет мигрантом. Тоже надо к этому готовиться.
Особенно невысокого мнения Шарипов о жителях российской столицы, которая без мигрантов, по его прогнозам, была бы по колено в грязи. Одного из радиослушателей, сказавшего, что он москвич, но не может позволить купить себе квартиру в родном городе, «главный таджик России» открыто назвал бездельником. К. Шарипов: «Уже поздно, проиграна тематика патриотизма на уровне молодежи.
Посмотрите, что в дискотеках в ночное время творится. Я иногда посещаю дискотеки, рестораны. Москвичи фактически находятся в дачных особняках, в их квартирах сейчас живут мигранты. Сегодня российский гражданин не будет работать. Потому что сейчас, когда он идет, зарплата 1 тысяча долларов, – он работать не будет. Все бабки, все домохозяйки, которые имеют квартиры в Москве, живут на дачах, а квартиры отдают мигрантам».
Ключ к спасению России заключается, по мнению лидера движения, скорейшей и полной легализации мигрантов из Средней Азии. О том, что представляет из себя миграционный поток из Таджикистана, Шарипов говорит открыто: «все умные таджики уехали давно на Запад». Получается, его землякам, неграмотным и зачастую больным, совершающим преступления, русские должны быть рады как своим «спасителям»!
К. Шарипов: «Без таджиков и без других иностранных трудовых мигрантов невозможно будущее России. Остались сегодня Узбекистан, Киргизия, Таджикистан. Где молдаване, где украинцы, где белорусы? Да нет их. Постепенно таджиков и узбеков не будет. Тогда будут китайцев и японцев просить. Сегодня таджиков иметь на территории России выгодно. Потому что менталитет у нас практически одинаковый. Шарипов любит вспоминать, что мы «все из СССР» и что его дед воевал под Смоленском в Великую Отечественную войну, клеймит русских националистов. Во время своих выступлений он регулярно использует речевые обороты, типа «мы, таджики», «у нас, в Таджикистане». Хотя сам Шарипов давно является гражданином Российской Федерации, живет с семьей в квартире в центре Москвы!.
Бутылка Hennessy для имама
Жизнь в России быстро сделала Шарипова довольно обеспеченным человеком. За счет чего – есть несколько версий. Львиная доля трудовых мигрантов из республик Средней Азии работает по фальшивым или просроченным документам, реализацией которых занимается организация Шарипова. Он сам некоторое время находился в России нелегально и привлекался в 2000 году к административной ответственности за проживание без паспорта и регистрации. Два ближайших его помощника в руководстве движения находятся на территории РФ на птичьих правах: срок действия таджикского паспорта Бахойдурова Сулаймона уже полгода как истек, цель пребывания в Москве Икромова Туйчи также непонятна. Населению «Черкизона», где у Шарипова был офис и собственная «служба безопасности», он запомнился поборами и кровавыми разборками с недовольными его властью соотечественниками. В Таджикистане с него до конца официально не сняты обвинения в причастности к убийствам российских офицеров во время гражданской войны и продаже оружия в Афганистан.
Руководя профсоюзом таджикских гастарбайтеров, Шарипов одновременно активно готовится к политической карьере – во главе создаваемой его стараниями Мусульманской партии России. Позиционирует себя как образцовый мусульманин, встречается с религиозными лидерами, некоторых из них можно назвать радикальными исламистами. При этом, демонстрируя весьма толерантное отношение к алкоголю и ночным клубам: «правоверный» как минимум однажды был задержан за «русский грех» – вождение в нетрезвом виде.
Это казалось бы мелочь, а на самом деле, ключ к ответу на важнейший вопрос. Могут ли уехать ли мигранты из России на самом деле, как пугает нас самозваный «главный таджик России»? Он сам на родину не торопится. Скорее всего, жить в квартире на Цветном бульваре и ездить на «Мерседесе» в Москве приятнее, чем в Душанбе. С лидера берут пример: 90% граждан Таджикистана, которых сейчас в РФ более полутора миллионов, по словам Шарипова, несмотря на все ужасы, мечтают остаться в России. Важное замечание, остаться не как мигранты, как хозяева. Этот обладатель российского паспорта, считает, что им нужно помочь, получение документов на право пребывания в России должно быть упрощено. Проблемы, связанные с этим: появление большого числа рожениц из Средней Азии на последнем месяце беременности в роддомах (так проще получить вид на жительство в РФ), школы в младших классах, которых детей мигрантов порой больше, чем местных жителей – Шарипова не только не волнуют – они ему нравятся! Наверное, не стоит сразу вспоминать про арабские пригороды Парижа или Лондона, и тем более, растерзанное Косово.
Данный парадокс может объясняться просто: будучи российским гражданином, Шарипов лично заинтересован в поставках нелегальных рабочих. Вот с какой гордостью сайт движения «Таджикских трудовых мигрантов» сообщает о попытке проверки инспекторами ФМС паспортного режима на московских рынках: «К чести отдельных работодателей, не все они пустили на свои объекты представителей «карательных органов». Например, отдельные рынки воспротивились данной нечеловеческой акции».
Денежный поток, который генерируют выходцы из Таджикистана, можно оценить, исходя из статистики ЦБ РФ и экспертных оценок, примерно в $8 млрд. в год, а так как подавляющее число из них нелегалы, то не исключено, что половина этих средств находятся в теневом секторе российской экономики. Эта одна из версий, объясняющих, почему во время голос Каромата Бакоевича звучал гораздо громче, чем слова дипломатов и чиновников. Не стоит также удивляться, как удалось Каромату Шарипову получить российское гражданство, вернее, зачем он его получил. Это дает возможность находиться под защитой российского гражданства, одновременно отстаивать интересы теневого бизнеса и быть «защитником прав» мигрантов из Средней Азии.
Сам собою напрашивается вопрос: за какие такие «заслуги» человек, подозреваемый в убийстве российского офицера, в похищениях людей и поставках наркотиков, публично в СМИ охаивающий Россию и ее народ, разжигающий межнациональную рознь – получает российское гражданство? Кто в нашей стране занимается такого рода «благотворительностью»?