Федеральная антимонопольная служба РФ на основании обращения Союза потребителей завела административное дело по факту недостоверной рекламы премиальной водки Beluga. Производителю алкогольного напитка ОАО «Синергия» нарушение рекламного законодательства сулит полумиллионный штраф и проблемы с репутацией.
В рекламе Beluga утверждается, что в ее производстве используют «кристально чистую артезианскую воду». К тому же заявляется, что эту водку разливают в экологически чистом уголке Сибири, в месте, где на 300 километров не сыщешь ни одного индустриального объекта. Понятно, что за такую «чистоту» многим покупателям почти тысячи рублей, а именно такова средняя цена бутылки водки Beluga, не жалко. Но один из купившихся на рекламу напитка граждан недавно решил выяснить, где конкретно производят «чудо-водку».
Результат собственного расследования поверг его в шок. Выяснилось, что водку делают в Кемеровской области на Мариинском ликеро-водочном заводе. Достаточно зайти на сайт города Мариинск, чтобы узнать, что в его окрестностях расположено не менее 42 промышленных предприятий, включая металлургические и химические заводы. Именно это бдительный потребитель сообщил в своей жалобе в Союз потребителей. Он утверждает, что производитель водки Beluga, используя рекламу, намеренно обманывает покупателей.
В общественной организации жалобой заинтересовались и, проведя свое расследование, выявили немало новых подробностей экологического состояния Мариинска. Все они изложены в обращении Союза потребителей в ФАС. «При ближайшем рассмотрении выяснилось, что место производства водки Beluga никак не подпадает под определение «экологически чистый уголок», – рассказал руководитель Союза потребителей Петр Шелищ. В частности, эксперты узнали, что ряд индустриальных предприятий в районе Мариинска «загрязняет реки бассейна реки Томь фенолами, нефтепродуктами и соединениями азота, железа, меди, цинка и марганца».
Впрочем, скопище тяжелых промышленных производств – это еще цветочки. В Мариинске имеется такой опасный источник загрязнения воды и почвы, как могильник скота, полвека назад павшего от┘ сибирской язвы. Полная нейтрализация захоронения, по данным экологических организаций, составляет не менее 70 лет. Даже в действующем генеральном плане Мариинского района признается, что скотомогильник «формирует крайне неблагоприятные экологические условия состояния почв и грунтов в пределах города». Мало того, Союз потребителей выяснил, что в 1984 году рядом с Мариинском был проведен так называемый мирный ядерный взрыв мощностью 10 килотонн, последствия которого до сих пор не лучшим образом отражаются на составе воды в районе города. Довершает картину реального экологического состояния района то, что там находится четыре учреждения уголовно-исполнительной системы. Среди них – колония строгого режима и лечебно-исправительная колония для осужденных, больных туберкулезом.
Все эти факты не мешают производителю заявлять о том, что экология района настолько хороша, что даже воду для приготовления водки он очищает слабо – только от самых вредных примесей, удивляется Шелищ. Также глава Союза потребителей выявил еще одну интересную деталь рекламной кампании ОАО «Синергия». Производитель заверяет, что Мариинский ЛВЗ является в Кузбассе единственной компанией, обладающей «паспортом предприятия высокого качества», который ему якобы выдала Федеральная служба по техническому контролю и метрологии России. «Но в России органа с таким названием нет и никогда не было», – говорит Шелищ. По словам общественного деятеля, наиболее близкое по смыслу Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) никогда не выдавало таких паспортов. «Это я проверил как председатель Общественного совета при Росстандарте», – заверил Шелищ.
В ФАС к доводам общественной организации прислушались. «Мы установили, что в деятельности производителя водки Beluga имеются признаки нарушения Закона «О рекламе», – сообщил замглавы антимонопольного ведомства Андрей Кашеваров. Так что за недостоверную рекламу придется отвечать.
Эксперты говорят: производители в последнее время стали часто позволять себе подобное мифотворчество. Случай с водкой Beluga – не первый и явно не последний. В погоне за прибылью производители используют рекламу в качестве двигателя торговли по полной программе, словно не замечая, что закона, определяющего допустимые границы рекламной пропаганды, никто не отменял.