Муфтий Илдус Файзов пытается остановить распространение радикального ислама в Татарстане.
Фото РИА Новости
Параллельно с официальными исламскими учебными заведениями в Казани появилась сеть подпольных медресе, не подконтрольных официальному Духовному управлению мусульман Татарстана. По данным «НГ», мусульман учат на квартирах и в частных домах по литературе, не одобряемой республиканским духовенством.
Подпольные медресе стали активно распространяться в Казани с приходом к власти в Духовном управлении мусульман Татарстана (ДУМ РТ) муфтия Илдуса Файзова весной этого года. Он прекратил практику преподавания в мусульманских учебных заведениях религиозных дисциплин по учебникам из Саудовской Аравии. Вместо этого в медресе и мечетях республики ввели единые учебные программы на основе традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба (одна из правовых в школ в суннитском исламе).
По числу официальных мусульманских религиозных учебных заведений Татарстан занимает в стране второе место после Дагестана. В республике 11 образовательных учреждений, среди которых два высших – Российский исламский университет и медресе «Мухаммадия».
По информации «НГ», сейчас в Казани работают до 20 подпольных медресе – шесть на базе частных домов (некоторые из них превращены в мечети, но по бумагам проходят как коттеджи) и примерно 12 работают на частных квартирах, где собирается молодежь по 10–12 человек. Обычно подпольное медресе – это жилое помещение, переоборудованное в мечеть или молельную комнату, где проповедуют и обучают прихожан сторонники радикальных толков ислама – нурсисты, салафиты, хизб-ут-тахрировцы, ихванисты (братья-мусульмане).
Корреспонденту «НГ» удалось побывать в небольшой мечети «Ометлелэр» при казанском отеле «Гольфстрим». Здесь, по мнению экспертов, часто собираются религиозные радикалы. В комнатах, несмотря на поздний вечер, было много людей, в основном молодежи. Проповедник – выходец из Ливана Эль Зант Камаль Абдул Рахман. Религиозное образование получил на родине, в Казань перебрался в 1992 году, поступив в медицинский университет, а сейчас работает в поликлинике Республиканского клинического онкологического диспансера. В Татарстане врач-онколог стал известен как куран-хафиз, то есть чтец Корана, выступающий с проповедями в казанских мечетях. Книга Эль Зант Камаль Абдул Рахмана «Расскажи мне о вере», выпущенная в 2009 году, получила одобрение экс-муфтия Татарстана Гусмана Исхакова. Однако с приходом Илдуса Файзова совет улемов Татарстана рекомендовал муфтию запретить к использованию в мечетях эту книгу за ее несоответствие канонам ханафитского мазхаба.
По мнению руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, столпом системы подпольного мусульманского образования в республике является так называемый центр «Рашида», открытый Гусманом Исхаковым в поселке под Казанью с христианским названием Вознесение. «Известно, что некоторые руководители этого центра отправились в страны Персидского залива (в том числе в Кувейт) для обучения и возможного получения грантов на образовательную деятельность от арабских спонсоров, весьма щедрых в плане распространения среди мусульманской молодежи России идей «чистого ислама», – говорит Сулейманов.
В Духовном управлении мусульман проблему существования подпольных медресе признают, но с оговоркой, мол, подпольщики существовали еще при правлении прежнего муфтия. Как сообщил «НГ» начальник отдела информации и пропаганды ДУМ РТ Ришат Ахтямов, правоохранительные органы уже поставлены в известность о деятельности неофициальных мусульманских школ республики, но пока никаких заметных действий силовики не предпринимали. «В наших силах – только вести пропаганду среди мусульманской общественности Татарстана и представителей духовенства, разъяснять, кто является сторонником ислама ханафитского мазхаба, а кто проповедует радикальные идеи», – сказал «НГ» Ахтямов.
Казань