К исходу президентских сроков Дмитрия Медведева и Барака Обамы стало очевидно, что особых перспектив для достижения новых шагов в сфере разоружения не просматривается. Запад упорно не желает строить европейскую ПРО вместе с Москвой, вызывая у последней ощущение того, что данная система направлена на сдерживание именно российских ракет возмездия, а не мифических боеприпасов маргинальных террористов.
На прошлой неделе поспред России при НАТО Дмитрий Рогозин охарактеризовал как практически решенный вопрос о размещение в Калининградской области мобильных ракетных комплексов «Искандер-М». Это будет ответом России на формирование вдоль ее рубежей системы американской ПРО, способной к 2020 году контролировать всю европейскую территорию нашей страны до Уральского хребта.
Таким образом, по прошествии 20 лет балтийский эксклав возвращается к привычной для него роли «пистолета у виска Европы». Нельзя не отметить, что наращивание сил вдоль линии соприкосновения НАТО и РФ отражает силу инерции, накопленной в отношениях сторон во второй половине ХХ века. Хотя идеологическая основа для балансирования на грани взаимного уничтожения устранена еще 20 лет назад, стороны по-прежнему не слишком доверяют друг другу. При этом трудно не признать, что основная часть вины за постоянное сползание отношений в колею «холодной войны» лежит на Северо-Атлантическом альянсе. В условиях максимального ослабления российской армии в 90-х – начале 2000-х годов НАТО не только не свернула свои военные структуры на востоке, но и напротив, осуществила настоящий бросок в данном направлении, поспешно включив в свой состав страны Центральной и Восточной Европы. Эта стратегия не имеет никакого отношения к провозглашенной политике нейтрализации «государств-изгоев» и борьбы с международным терроризмом.
Архитектура американской ПРО чем дальше, тем больше напоминает конфигурацию группировки, призванных блокировать гипотетический удар возмездия со стороны ядерных сил России в условиях глобальной войны. Как известно, ощущение неуязвимости способно порождать разного рода авантюры. Поэтому вероятная мишень вынуждена предпринимать ответные меры.
По логике ситуации, Вооруженные силы РФ вынуждены искать адекватный ответ на качественное усилении ударных сил США в Центральной Европе. Самим своим географическим положением Янтарный край обречен на то, чтобы стать площадкой для размещения сил электронной разведки и ударных ракетных частей для контроля и возможной нейтрализации враждебных действий соответствующих американских подразделений. Что автоматически превращает его в объект первого упреждающего удара. И хотя причин для столь драматического обострения ситуации на европейском театре военных действий сегодня нет, ощущать себя мишенью как-то неприятно.
Для Калининградской области все, относящиеся к возобновлению активной фазы противоракетных игр, означает неизбежное увеличение военно-стратегического компонента в развитии региона и в политическом курсе федеральных властей в отношении его. Разумеется, к советским масштабам милитаризации края мы не вернемся. Для этого здесь нужно будет разместить чуть ли не 1/8 личного состава всех ВС РФ. Но определенная реанимация Калининградского оборонительного района неизбежна.
Естественным следствием подобного развития событий станет рост конфликтогенного потенциала в юго-восточном секторе Балтийского моря. Всегда ищущие повод для истерик «об угрозе с Востока» балтийские лидеры непременно отработают возникшую ситуацию по полной. С учетом ранее продемонстрированной ими линии поведения в схожих ситуациях, следует ожидать настойчивых приглашений разместить элементы американской ПРО и на их территории. С технической точки зрения это означает просто увеличение числа мишеней для все тех же «Искандеров-М». Размещенных не только в Калининградской, но и в Смоленской и Псковских областях. Во внешнеполитическом же разрезе такая динамика международной обстановки особого восторга вызывать не может.
Остается утешать себя мысль о том, что и ПРО и системы их подавления в лице оперативно-тактических комплексов «Искандер-М» могут быть задействованы исключительно в формате мировой войны. От чего Запад и Россия смогли удержаться последние 66 лет. Даст Бог, удержатся и впредь.
С точки зрения экономики размещение одного-двух дивизионов «Иксандер-М» на территории Янтарного края особых перемен не принесет. Для обслуживания комплексов не требуется серьезных вложений в инфраструктуру и заметного увеличения личного состава. Что же касается иностранных инвесторов, то они скорее реагируют на общий хозяйственный климат в стране, чем на перемены в военно-стратегической сфере. Проектом с максимальным экспортным потенциалом для Калининградской области сегодня является Балтийская АЭС. Ведь половину вырабатываемой здесь энергии собираются продавать на внешний рынок. Перспективы реализации этих планов зависят от скорости закрытия АЭС в Западной Европе и соблюдения графика возведения станции, для того чтобы не потеря существующее преимущество во времени по сравнению с возможными конкурентами из Литвы, Белоруссии и Польши. «Ракетный» аспект особой роли здесь не играет.