Строительство порта «Бронка» неподалеку от Северной столицы рискует не получить федеральных инвестиций. Проект финансирования перспективного морского комплекса на Финском заливе на ближайшие годы может остаться без поддержки государства по весьма странным причинам. Деньги готовы выделить портам, за которыми можно обнаружить интересы сразу нескольких высокопоставленных политиков федерального уровня.
Многофункциональный морской перегрузочный комплекс (ММПК) «Бронка» по проекту будет состоять из контейнерного терминала (грузооборот до 1900 тыс. контейнеров в год) и терминала накатных грузов (мощностью до 260 тыс. единиц в год). К сегодняшнему дню утверждена проектная и градостроительная документация на объекты собственности – как федеральные (подходной канал), так и частные (намывная территория, причалы). Начавшееся строительство самого терминала встретило резкое неприятие в высоких кабинетах. Сопротивление было ожидаемым, однако мало кто предполагал, что оно будет таким неприкрытым.
Запуск «Бронки» – амбициозный проект, который, очевидно, вызовет новый передел на рынке стивидорных услуг в России, и он важен для развития Северной столицы. Однако среди проектов, финансирование которых в 2011–2013 годах предусмотрено федеральной инвестиционной программой, ММПК не оказалось. Чтобы понять, почему такая крупная стройка не получает господдержки, достаточно посмотреть на ее конкурентов, которым инвестиции все же достанутся. Деньги предполагается выделить на знаменитый морской порт Усть-Луга (порядка 7 млрд. руб.), на возведение морского пассажирского терминала на Васильевской острове в Петербурге (порядка 500 млн. руб.), на строительство и реконструкцию в порту Мурманска (около 1 млрд. руб.) и реконструкцию акватории порта в районе Лесной гавани, Барочного, Восточного и Екатерингофского бассейнов в Питере (примерно 1,5 млрд. руб.).
Нужно отметить, что за всеми этими проектами стоят тени влиятельных федеральных политиков, доказать причастность которых к бизнесу юридически очень сложно. Усть-Лугу и Морской пассажирский терминал на Васильевском острове можно связать прежде всего с депутатом Госдумы Виталием Южилиным, мурманские стройки – с вице-премьером Сергеем Ивановым (он курирует строительство морских портов). А последний проект ведет компания «Н-Транс», которая неоднократно упоминалась СМИ в связи с министром транспорта Игорем Левитиным.
Очевидно интересы политиков различны. В числе оппонентов идеи строительства «Бронки» участники рынка называют Сергея Иванова, который занимается продвижением Мурманского порта. Если это так, то позиция вице-премьера удивительна, поскольку два объекта не являются конкурентами. Объяснить неприятие «Бронки» можно или желанием скорее завершить мурманскую стройку, или тем, что вице-премьера дезинформировали насчет опасности, которую представляет петербургская стройка выпестованному им проекту.
Стремления других оппонентов «Бронки» кажутся более прозаическими. Вывод порта на проектные мощности может стать губительным для двух компаний – «Петролеспорт» (по данным «Ведомостей» (11.07.11), входит в группу «Н-Транс») и «Первый контейнерный терминал» (по данным «РБК daily Санкт-Петербург» (22.03.11), входит в группу First Quantum). Они расположены в центре Петербурга и не имеют резервов развития в отличие от «Бронки» которая строится вне городской застройки, рядом с питерской КАД и железной дорогой.
Напомним, Игорь Левитин несколько лет отработал в «Северстальтрансе» (ныне она называется «Н-Транс»), причем, по данным журнала «Финанс» (15.02.2011), считался одной из четырех ключевых фигур предприятия, однако, по официальной информации, не имел в ней своей доли. Крупные пакеты акций «Н-Транса» «спрятаны» в офшорах, проследить бенефициаров которых невозможно, писало издание. Но когда в 2005 году министр впервые обнародовал данные о доходах, выяснилось, что он один из самых богатых членов правительства. Не более прозрачными являются активы депутата Виталия Южилина, которого СМИ не раз связывали с компанией First Quantum. Как сообщала «Новая газета-Санкт-Петербург» (№ 51, июль 2011), он «считается главным лоббистом, «выбивавшим» бюджетные деньги для одного из проектов его группы – «Морского фасада».
Хотя «Бронка» еще находится на нулевом цикле, даже потенциальный выход на стивидорный рынок нового игрока отразился на позициях его главных действующих лиц. Ведь ММПК появится на свободных территориях в окрестностях Северной столицы, пригодных под строительство порта, и имеет большие перспективы развития, чем конкуренты. Активный старт «Бронки» по времени совпал с проблемами у «Петролеспорта», к которому проявлял интерес один из крупных германских операторов. Очевидно, что нет смысла приобретать предприятие, позиции которого могут серьезно ухудшиться в ближайшей перспективе.
Развитие уже работающих портов, несомненно, обязанность министров и депутатов, однако эта работа предусматривает и поддержку перспективных проектов, даже если они наступают на мозоль уже работающим игрокам рынка. Конечно, непросто поддерживать предприятия, которые могут отдавить ногу тебе же, однако сейчас чиновникам самое время определиться, чем заниматься – лоббизмом или развитием транспортной инфраструктуры страны. Россию в последнее время потрясла целая череда происшествий на транспорте, а виновные за системные ошибки отрасли так и не найдены. Потому народным избранникам и членам правительства лучше сосредоточиться на наведении порядка на транспорте, а не вести малоэтичные конкурентные войны.