После массы скандальных недоразумений, вызванных хаотичными и непродуманными действиями различных эшелонов «вертикали власти», иностранным акционерам судостроительных активов Объединенной промышленной корпорации (ОПК) и государству – в лице ЦБ РФ и правительства России – удалось наконец согласовать проект мирового соглашения, касающегося дальнейшей судьбы Балтийского завода, «Северной верфи» и ОАО ЦКБ «Айсберг».
Напомним, что еще в 2008 году Межпромбанк получил от Центрального банка беззалоговый стабилизационный кредит в размере примерно 32 млрд. руб.
В условиях непрекращающегося международного финансового кризиса и сохраняющегося напряжения на отечественных фондовых и денежных рынках Межпромбанк не мог вернуть эти деньги без нанесения непоправимого ущерба собственной финансовой устойчивости.
Из-за этого Центробанк, подставивший в свое время плечо Межпромбанку, сам оказался в непростой ситуации, столкнувшись, в частности, с публичными обвинениями в халатной потере денежных средств.
В сложившейся ситуации добрую волю проявили иностранные контролирующие акционеры судостроительных предприятий (СЗ «Северная верфь», Балтийского завода и ЦКБ «Айсберг»). Они не имели никакого отношения к Межпромбанку, но их судостроительные активы входили в ту же финансово-промышленную группу, что и Межпромбанк со своими дочерними структурами.
В июле 2010 года английские собственники петербургских верфей и ЦКБ в добровольном порядке передали все имеющиеся у них акции судостроительных активов в залог Центробанку для обеспечения кредита, выданного Банком России Межпромбанку в 2008 году. Таким образом, кредит из беззалогового превратился в обеспеченный, что сняло с ЦБ значительную долю политического давления.
В соглашении о залоге, подписанном Центробанком с иностранными акционерами судостроительных предприятий, четко прописан порядок распоряжения заложенными акциями. Прежде всего это внесудебный характер действий участников соглашения, основывающийся на принципе достижения – в ходе переговорного процесса – согласованной позиции.
Конкретно предполагалось, что сначала будет проведена авторитетная оценка реальной стоимости судостроительных активов. После ее принятия Центробанком акции судостроительных предприятий, находящиеся в залоге ЦБ, будут добровольно переданы владельцами в распоряжение Банка России. После этого ЦБ выставит ценные бумаги на торги. Из вырученных средств будет погашен кредит, выданный в 2008 году Банком России Межпромбанку.
Оставшиеся же средства должны быть возвращены изначальным собственникам активов. Ни о каком включении этих средств в конкурсную массу Межпромбанка речи не шло да и не могло идти, поскольку соглашение о залоге было подписано в середине июля 2010 года, а лицензия у Межпромбанка была отозвана лишь в октябре 2010 года (а соответственно, только тогда и возник вопрос о конкурсной массе).
В начале августа 2010 года представители контролирующих акционеров судостроительных активов направили Центробанку список из 10 крупнейших независимых оценочных компаний. Никаких возражений против какой-либо структуры ЦБ не выразил, как, впрочем, и собственных предпочтений. Тогда акционеры обратились в российское подразделение международной группы BDO, фигурировавшее в представленном Центробанку списке.
Выбор был вполне естественным. Международная группа BDO является пятым в мире по объему исполняемых заказов объединением независимых аудиторских и консультационных компаний.
В установленные соглашением сроки BDO представила оценку находящихся в залоге акций, которая составила порядка 100 млрд. руб.
И тут у ЦБ вдруг появились возражения. Точнее, они возникли у Геннадия Меликьяна, являвшегося в то время председателем комитета банковского надзора ЦБ России.
Свою позицию, не обремененную особыми аргументами, он неоднократно озвучивал в СМИ. По его словам, и оценщик плох, и названная им цена верфей кратно завышена. По сути, Меликьян публично поставил под сомнение репутацию авторитетнейшей международной аудиторской организации, что вызывало серьезное недовольство не только в самой BDO, но и в широких международных финансовых кругах.
По какой-то причине позиция Меликьяна возобладала, и вместо того чтобы искать пути сближения позиций, как того требовало соглашение залога, ЦБ решил ломать своих контрагентов через судебное колено.
Как оказалось, даже в рамках небезупречного российского правосудия у представителей ЦБ не хватило законных аргументов, чтобы добиться желаемого – обратить взыскание на заложенные акции двух верфей и ЦКБ «Айсберг».
Неудачные для ЦБ итоги многочисленных судебных заседаний стали одной из важнейших причин так и не объясненной публично отставки Геннадия Меликьяна со своего поста в конце августа 2011 года.
Следует отметить, что поддержку Меликьяну оказывали отдельные госорганизации и чиновники. В частности, без объяснения причин переносились на неопределенные сроки давно запланированные аукционы по контрактам на строительство ледоколов и газовозов, была арестована строящаяся на Балтзаводе первая в мире плавучая атомная электростанция (ПАТЭС). Одновременно в СМИ распространялись недостоверные сведения о грядущем финансовом коллапсе как Балтзавода, так и «Северной верфи».
Единственным реальным результатом подобных действий стала угроза срыва приоритетной государственной программы развития ледокольного флота РФ.
В итоге разум возобладал. ЦБ выдал мандат представителям влиятельнейшего японского инвестиционного банка «Номура» на проведение переговоров с иностранными акционерами питерских судостроительных активов с целью достижения мирового соглашения.
При посредничестве «Номуры» проект мирового соглашения удалось в итоге разработать.
Основной смысл документа состоит в том, что с согласия иностранных собственников предприятий реализации подлежат целиком и без остатка все заложенные акции Балтийского завода, «Северной верфи» и ЦКБ «Айсберг».
Для определения справедливой стоимости ценных бумаг стороны выбирают двух оценщиков из состава «большой четверки» PricewaterhouseCoopers, Deloitte, Ernst&Young, KPMG. При этом одного оценщика выбирает ЦБ, другого – акционеры судостроительных предприятий. Обоим оценщикам ставятся идентичные задачи, работу они должны проводить по единым, заранее определенным и утвержденным методам и методикам оценки.
Конечная стоимость судостроительных активов будет определяться как среднее арифметическое между двумя полученными результатами. С итоговой цифрой обязаны согласиться как ЦБ, так и акционеры судостроительных предприятий.
В целях реализации заложенного имущества Банк России предложит акции судостроительных предприятий госкомпании ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» (или иному лицу по усмотрению Банка России) по прямому договору купли-продажи с удержанием из вырученных денег суммы требований ЦБ РФ к Межпромбанку.
Если по каким-либо причинам прямая купля-продажа не состоится, то есть соответствующий договор не будет подписан в течение семи календарных дней, Центробанк будет продавать акции с публичных торгов.
8 октября 2011 года у зампреда правительства РФ Дмитрия Козака прошло совещание, по итогам которого вице-премьер дал поручение заинтересованным сторонам проработать предложения о заключении мирового соглашения между ЦБ РФ и залогодателями по вопросу внесудебной реализации (продаже) заложенного имущества и до 13 октября 2011 года принять согласованное решение.
Данное поручение открыло реальный путь к нормализации ситуации на питерских предприятиях.
В качестве ответного жеста доброй воли по собственному желанию сложил с себя полномочия гендиректор Балтзавода Андрей Фомичев, передав по доверенности своему советнику Валерию Венкову полномочия врио гендиректора Балтзавода (в свое время Венков был гендиректором «Северной верфи»). Фомичев смог удержать на плаву Балтзавод в самый тяжелый для предприятия период, но теперь он предполагает сосредоточить усилия на своей параллельной должности – гендиректора «Северной верфи». Отказ от совмещения среди прочего ликвидирует конфликт интересов, ведь оба предприятия могут участвовать в одних и тех же тендерах на получение судостроительных заказов.
А конкурсов теперь, судя по всему, будет много.
11 октября 2011 года Дмитрий Козак лично побывал на Балтзаводе и сообщил коллективу о скором разрешении конфликтной ситуации.
Он также отметил, что правительство РФ и ГК «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК) приложат все усилия, чтобы увеличить количество заказов на Балтзаводе к концу первого полугодия 2012 года. Кроме того, Козак сообщил, что ОСК передает Балтийскому заводу контракт на строительство судна-снабженца ледового класса, заказчиком которого выступает «Газпром». Дмитрий Козак также отметил, что задержанные деньги по контракту на строительство ПАТЭС поступят на Балтзавод до конца недели.
По некоторым данным, питерским судостроительным предприятиям также придется доделывать индийский заказ на строительство фрегатов пр. 11356, который в свое время перехватил у «Северной верфи» калининградский судостроительный завод «Янтарь» (ПСЗ «Янтарь») и с которым он в полной мере так и не смог справиться.