Казанская конференция «Мусульманка в современном мире» стала очередным этапом очищения мусульманского сообщества Татарстана от радикальных религиозных лидеров. Глава Духовного управления мусульман (ДУМ) республики Илдус Фаизов выдвигает новых лидеров женского мусульманского движения, не связанных с командой бывшего муфтия Гусмана Исхакова и не замеченных в симпатиях к национал-сепаратистам.
Конференция была посвящена проблемам феминизма, эмансипации, смешанного брака и семейно-брачных отношений. Ее проведение стало хорошим фоном для инициативы Илдуса Фаизова по выдвижению новых лидеров женского мусульманского движения Татарстана, которое представляют Наиля Зиганшина (Союз мусульманок Татарстана) и Альмира Адиатулина (общественная организация «Муслима»).
Обе они тесно связаны с командой бывшего муфтия Гусмана Исхакова, при котором, по мнению экспертов, некоторые участники и лидеры женского мусульманского движения «были замешаны в связях с татарскими национал-сепаратистами, участвовали в уличных акциях салафитов весной 2011 года в преддверии выборов нового муфтия».
До сих пор активное распространение нетрадиционных для татар форм ислама в республике (в первую очередь салафизма – радикального исламского течения) связывали с именем Гусмана Исхакова. Именно при нем, по мнению руководителя Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раиса Сулейманова, ключевые посты в ДУМ Татарстана занимали люди, открыто разделявшие идеи построения идеального исламского государства – халифата (одна из основных идей салафизма). Салафиты становились имамами мечетей как в самой Казани, так и в райцентрах республики, печатали и распространяли экстремистскую литературу, активно вербовали сторонников в основном из среды состоятельных мусульман и представителей власти.
Кульминацией проникновения радикальных исламских идей в республику стала ликвидация группы боевиков в Нурлатском районе Татарстана 25 ноября 2010 года. Хорошо вооруженные экстремисты создали в лесу целый военно-полевой лагерь. Их первой акцией стала попытка подрыва автомобиля начальника чистопольского подразделения Центра противодействия экстремизму МВД по Татарстану.
После нурлатских событий о стремительной радикализации ислама в Татарстане заговорил президент республики Рустам Минниханов, заявивший о поддержке традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба (одна из правовых школ в суннитском исламе) и противодействии распространению религиозного экстремизма. После этого заявления весной с.г. к власти в Духовном управлении мусульман пришел новый муфтий Ильдус Фаизов, который начал поступательную кампанию по вычищению из муфтията радикального духовенства. По мнению Раиса Сулейманова, если новому муфтию удалось изгнать салафитов из ДУМ и полностью обновить совет улемов (исламских богословов), то «попытки осуществить ротацию кадров мусульманского духовенства муфтиятом путем замены ваххабитов на традиционалистов-ханафитов по-прежнему встречают отпор со стороны ряда высокопоставленных госчиновников, которые буквально требуют оставить на местах имамов-салафитов».
Одним из инструментов обновления кадров мусульманского духовенства в Татарстане стало открытие на базе Российского исламского университета Центра повышения квалификации имамов (по информации «НГ», ни один имам республики, прошедший через центр и заподозренный в симпатиях салафизму, не будет допущен к религиозной деятельности).
Официальный представитель ДУМ Татарстана Ришат Хамидуллин не подтвердил информацию о выдвижении альтернативных лидеров женского мусульманского движения республики из числа представителей самого ДУМ, сообщив, что решения еще нет. В то же время инициативу нового муфтия уже готов поддержать председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор казанского Центра изучения Корана и Сунны Фарид Салман Хайдаров: «Многие годы женское мусульманское движение Татарстана и России приобретало налет радикальности. Мусульманки Татарстана не должны разделять радикальные идеи. Нам необходимо избавляться от наследия ваххабитски настроенного бывшего муфтия».
Казань