Сергей Собянин всерьез занялся транспортными проблемами столицы.
Фото РИА Новости
Почти год как в Москве сменился градоначальник. Ужились ли москвичи с новым мэром, какие проблемы волнуют горожан больше всего и каких решений ждут они от Сергея Собянина?
Определить это должен был соцопрос, проведенный НИИ социальных систем при МГУ им. Ломоносова по итогам годичного пребывания Сергея Собянина на посту мэра. К примеру, москвичей просили указать самую болезненную проблему, решения которой они ждут от градоначальника. И более 36% назвали транспортную проблему. Здесь у горожан с мэром полное понимание, ведь борьбу с пробками и сам Собянин с самого начала считает для себя приоритетной.
«По тяжести этой проблемы Москва не сопоставима ни с одним городом мира, – говорил мэр. – Москва – в несколько раз более плотно застроенный город, чем другие столицы. При этом количество дорог, их площадь в несколько раз меньше, чем в других городах. Плюс сами дороги радиального направления, это означает, что большая часть из них не загружена, а часть перегружена».
С приходом Собянина город отказался от строительства еще одного окружного пути – Четвертого транспортного кольца. Кстати, каждый его километр стоил бы от 12 до 20 млрд. руб.
«Получается, что нам ничего не надо будет строить, а все деньги вбухивать в Четвертое кольцо, за это время город просто умрет», – говорил Собянин. «В Москве нужно строить мощные хордовые магистрали, которые выводят трафик из города в разные стороны от центра, а не заставляют водителей накручивать десятки километров вокруг центра», – считает директор строительно-проектного бюро Москвы Анатолий Голубев.
О скором строительстве Северо-Западной хордовой трассы Собянин и заявил на городской конференции «Единой России» в рамках своей программы «Москва для жизни, для людей». Кроме того, предполагается на 80% модернизировать МКАД, в частности упростить развязки и съезды. В этих делах дорожного строительства мэра, по последнему опросу, поддерживают 95% горожан. 64% считают, что эти меры улучшат ситуацию на столичных дорогах в течение ближайших двух-трех лет.
Решению транспортной проблемы должна помочь и уже начавшаяся модернизация общественного транспорта. Для него прокладываются выделенные полосы, обновляется парк – уже в этом году закупили 2000 современных автобусов. По данным опроса, 72% москвичей верят, что эти меры улучшат развитие общественного транспорта. При этом повышение комфортности метро и строительство станций подземки поддерживают 94% москвичей. Напомним, что под землей планируется построить 35 новых станций метро. Сейчас работы на стадии проектирования.
Вообще, как убедились социологи, граждане в основном согласны с нововведениями мэра. Так, 89% поддерживают отказ от уплотнительной застройки и строительства в историческом центре. 90% одобряют повышение зарплат медработникам и воспитателям детсадов. Кстати, их доходы уже с октября выросли на 15% и 25% соответственно. Более 71% опрошенных поддерживают модернизацию городских больниц и поликлиник. Напомним, на соответствующую двухлетнюю программу выделено 114 млрд. руб. Не удивляет, что 95% москвичей одобряют решение провести текущий ремонт в жилых домах и соцучреждениях в этом году.
Похоже, что граждане даже смирились с пресловутой тротуарной плиткой. В сентябре ее одобрили 52% опрошенных против 34% в августе сразу после окончания основных работ. То же самое и с так называемой оптимизацией торговых точек, вызывавшей нарекания еще весной. Сейчас отказ от засилья рыночных лотков и палаток поддерживают 74% граждан.
В то же время москвичи особо не надеются на улучшение экологии и решение проблемы мигрантов. Соответственно 53% и 48% считают, что ситуация по этим вопросам в ближайшие годы не изменится. Кстати, проблему миграции и межнациональных отношений горожане назвали второй проблемой после дорожных заторов. Актуальность проблемы осознает и градоначальник.
«Мы должны эту среду (мигрантов. – «НГ») сделать более русифицированной, чтобы они хотя бы говорили, адаптировались», – говорил Собянин.
Еще одна из наболевших для москвичей тем – расценки на жилье. «Москва обречена на высокие цены, как в Лондоне, Париже», – признал недавно мэр. Единственное, что можно гарантировать, – это социальные квартиры для нуждающихся. Есть надежды на строительство новых квадратных метров, в том числе и на расширенных территориях столицы.
Но, несмотря на отдельные проблемы, в целом горожане позитивно оценивают своего нового мэра. О доверии Собянину в сентябре заявили 50% опрошенных. Причем рейтинг мэра в этом плане резко растет в последние месяцы. Число тех, кто все еще не доверяет главе столицы, снизилось с 23% до 13%. В то же время 35% респондентов заявили, что за последние полгода восприятие ими мэра изменилось в лучшую сторону.
И если бы выборы на пост главы столицы состоялись в ближайшие выходные, половина москвичей отдали свои голоса именно за Собянина. Что, кстати, хорошо и для «Единой России», московское отделение которой недавно возглавил мэр. Хотя об этом знают далеко не все – 48% опрошенных. Между тем программа «Москва для жизни, для людей», над которой Собянин работает, также направлена на решение многих проблем города. Следующие три года покажут, насколько удачно будет справляться с ними Сергей Собянин. И оправдает ли он высокий рейтинг доверия, который уже сейчас высказывает ему половина жителей столицы.