Начальник Генштаба Николай Макаров показал Дмитрию Медведеву, каким курсом следует армия.
Фото РИА Новости
Российская армия во взаимодействии с другими силовыми структурами страны и союзниками по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) отрабатывает новые способы ведения боевых действий против мятежников и террористов. В то же время военно-политическое руководство страны разрабатывает меры по отражению внешних угроз в связи с возможным развертыванием системы американской ПРО вблизи ее границ. Реализации этих задач и будет посвящена боевая учеба войск в ближайшее время.
Вчера на общевойсковом полигоне «Чебаркуль» в Челябинской области прошел основной и заключительный этап стратегического военного учения (СВУ) «Центр-2011», за которым наблюдал президент России Дмитрий Медведев. Главе государства показали, как танковая бригада во взаимодействии со спецназом и Внутренними войсками МВД РФ освобождает от бандитов целый поселок. Ничего стратегического в этом, конечно, нет. Но, судя по всему, именно такой характер боевых действий военное руководство видит в будущем.
По легенде учений в поселок Пашино прорвались террористы на 20 автомобилях. Они захватили отдел полиции, больницу, администрацию и школу, в которой взяли в заложники детей и учителей. Руководитель операции командир танковой бригады полковник Сергей Комбаров приказал окружить поселок танками и мотопехотой, предварительно направив туда разведку и подняв в небо беспилотные летательные аппараты. С двух сторон от поселка из вертолетов высадился тактический десант. А в пешем порядке под прикрытием дымовой завесы в населенный пункт вошли саперы и спецназ Внутренних войск. Они ворвались в школу и освободили заложников. По боевикам работали штурмовики, бомбардировщики, ударные вертолеты Ми-24 и тяжелые огнеметные системы ТОС-1. В освобожденном поселке сотрудники МЧС ликвидировали пожары, а с захваченными в плен боевиками разбирались сотрудники ФСБ, Госнаркоконтроля и ГУИНа.
Президенту действия силовиков понравились. Главковерх по традиции наградил отличившихся, заявил о необходимости оснащать армию беспилотниками, похвалил переход армии на аутсорсинг, объявил, что численность военнослужащих-контрактников будет определена «опытным путем», и назвал революцией переход к новой системе денежного довольствия в вооруженных силах. Наконец, президент «добил» уже ушедшего в отставку министра финансов Алексея Кудрина, заявив, что Россия – не банановая республика и расходы на оборону в стране будут высшим приоритетом государства: «А кто с этим не согласен, пусть работает в другом месте. Это императив». На этом маневры «Центр-2011» закончились.
Правда, остались вопросы. Во-первых, почему армия, предназначенная для отражения внешней агрессии, выполняла на маневрах полицейские функции? Во-вторых, почему СВУ названо стратегическим, если войска в основном занимались тактическими действиями?
«Армия и другие силовые ведомства продемонстрировали хорошую боевую выучку. Но сценарий, по которому действовали войска, навевает на грустные мысли. Наше военно-политическое руководство уже допускает, что в России и в странах – союзницах по ОДКБ есть силы, которые способны захватывать целые населенные пункты. Эти силы могут быть настолько крепки, что по ним необходимо применять авиацию и даже огнеметные средства. Мне думалось, что после завершения контртеррористической операции в Чечне такое, как говорится, кануло в Лету», – рассуждает генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в свое время командовал на Северном Кавказе армией.
Вчера на полигоне «Чебаркуль» отрабатывали тактику уничтожения террористов, захвативших целый поселок. Фото РИА Новости |
«Президент, как происходит уже несколько лет, доволен армией и правоохранительными органами. Глава страны Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин отстояли повышенный военный бюджет, несмотря на сопротивление теперь уже бывшего министра финансов Алексея Кудрина.
Армия и полиция на учениях демонстрируют силу и уверенность. Но почему тогда нет стабильности на Северном Кавказе? Почему в городах растет преступность? И почему Генштаб сосредотачивает внимание на обучении войск по ведению боевых действий в населенных пунктах, освобождению заложников и т.п.?» – задается вопросами военный эксперт полковник Владимир Попов.
Заметим, что вчера первый замглавы МВД РФ Александр Горовой заявил, что министерство работает на упреждение стихийных массовых акций, чтобы не допустить сценариев, подобных британскому. То есть силовые структуры отрабатывают самые худшие сценарии развития событий, чтобы быть готовыми выполнить любые боевые задачи, которые будут перед ними поставлены. В том числе задачи, обусловленные не только внутренними, но и внешними факторами. В этой связи вчера заместитель министра обороны РФ Анатолий Антонов на полигоне «Чебаркуль» заявил, что Москва просчитывает «весь спектр военно-технических мер» на случай появления угроз вблизи границ России. В первую очередь эти угрозы он обуславливает тем, что «американские партнеры продолжают реализацию своих планов по созданию европейского сегмента американской ПРО» без учета российских интересов.
Антонов не пояснил, какие ответные военно-технические меры готовит Москва. Хотя, по мнению директора Центра анализа мировой торговли оружием Игоря Коротченко, эти меры могут быть связаны «с увеличением темпов серийного производства межконтинентальных баллистических ракет «Ярс» и «Булава», размещением вблизи границ НАТО оперативно-тактических ракетных комплексов «Искандер-М» и переориентированием бомбардировщиков Ту-22М3 на выполнение задач на Европейском театре военных действий».