0
4367
Газета Регионы России Интернет-версия

22.09.2011 00:00:00

Трубный яд

Тэги: норильск, экология


норильск, экология Трубы комбината выбрасывают тонны вредных веществ.
Фото PhotoXPress.ru

Есть две новости. Хорошая и другая. Начнем с хорошей. О ней недавно сообщили все норильские СМИ, входящие в информационный холдинг ГМК «Норильский никель». Заполярный филиал (ЗФ) компании радостно оповестил жителей Норильска о поступлении на комбинат новейшего газоаналитического оборудования Environnement SA (Франция), установленного в двух новых передвижных эколабораториях. Телевидение и газеты оперативно выдали в эфир столь радостную весть. Прибывшие на территорию авто с французской газоаналитической начинкой будут оперативно, каждые 30 минут, оповещать диспетчерские службы предприятий о состоянии воздуха в городе и на промышленных площадках, рапортует комбинат. По сообщению «Заполярного вестника», в случае выявления загрязнения на предприятиях ЗФ будут приниматься соответствующие меры. Какие именно, никто пока не уточнил.

Теперь жители Норильска гадают: может быть, комбинат остановит печи и конверторы? Или при неблагоприятной розе ветров прекратится применение ядовитых реагентов?

«Ура», – скажут те, кто никогда не был в Норильске и не сталкивался с работой комбината-гиганта. «Увы», – скажут специалисты.

Итак, новость другая. Правда горька. Как и все в Норильске.

Покупка новых лабораторий означает лишь то, что эти лаборатории теперь в Норильске будут. Процесс контроля над состоянием окружающей жителей среды никак не может повлиять на само состояние окружающей среды. Экология не изменится, если не менять технологию. А лаборатории технологию изменить не могут. Даже французские┘

Переработка руды и получение цветных металлов – чрезвычайно «грязное» с экологической точки зрения производство, использующее не только плавильные печи, но и высокотоксичные химические реагенты для обогащения руд и извлечения из них цветных и драгоценных металлов. Изменение ситуации требует радикальных, очень дорогостоящих мер. Впрочем, в современной общемировой практике пиар вполне способен подменить собой такие дорогостоящие меры. Нельзя исключать, что какой-нибудь «Заполярный вестник» в самое ближайшее время сообщит о кристально чистой норильской воде или воздухе с запахом розовых облаков.

А правда такова: до 2003 года в Норильске действовал таймырский филиал Красноярского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Среднесибирского межрегионального территориального управления Росгидромета, который входил в структуру Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Наблюдения за состоянием загрязнения атмосферного воздуха в Норильске проводились на четырех стационарных постах Государственной наблюдательной сети с определением в пробах десяти загрязняющих веществ и девяти металлов. Уровень загрязнения атмосферного воздуха по этим наблюдениям преимущественно определялся как «очень высокий». Приоритетными загрязняющими веществами, в первую очередь влияющими на здоровье горожан, являлись: бензапирен, формальдегиды, фенол, диоксид серы, оксид азота и взвешенные вещества, то есть пыль. Третьего ноября 2003 года произошло вполне ожидаемое событие: деятельность комплексной лаборатории таймырского филиала была прекращена «из-за аварийного состояния помещения».

Комбинату не нужен глашатай, приносящий плохие вести

Неоднократные обращения ответственных работников таймырского филиала в администрацию края и города Норильска и даже (вот уж святая наивность лабораторных работников!) в дирекцию заполярного филиала ни к чему не привели. Администрация города всегда желала «улучшить экологическую обстановку», и лучший и скорейший способ это сделать – вообще ничего не замерять. Чтобы настроение не портилось.

Иной причины, по которой помещение для химико-аналитической лаборатории Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды не выделено до сих пор (семь лет город ищет для ученых две комнаты), просто быть не может. Администрация заполярного филиала поступила по-чиновничьи хитро: она предоставила ученым на выбор перечень возможных объектов недвижимости, где могла бы, на их взгляд, разместиться лаборатория. Помещения эти, все как одно, требовали капитального ремонта, в том числе сетей и коммуникаций, без которых эксплуатация объекта недвижимости была невозможна. Цена такого ремонта не сильно отличается от строительства нового здания. В результате помещения, пригодного для размещения химико-аналитической лаборатории, не нашлось. Ученые намек поняли.

И с 2003 года все экологические замеры в Норильске заполярный филиал осуществляет самостоятельно. Это сродни тому, что аудит банка будут проводить его руководитель и его секретарша. Быстро, удобно и безопасно.

Так сбылась давняя мечта менеджеров комбината: контролировать самих себя. Управление промышленной экологии ОАО «ГМК «Норильский никель» является сегодня единственным, кто производит непосредственные анализы атмосферного воздуха во всем городе. Таким образом, объективную картину состояния атмосферного воздуха в Норильске не знает никто, кроме тех, кому она безразлична.

Сообщение ГМК, размещенное в информационном пространстве Норильска, о том, что теперь экозамеры будут производиться с уникальной точностью, в миллиграммах, воспринимается жителями с грустной усмешкой. Горожане прекрасно знают, что речь идет не о граммах, а о тоннах ядов, вываливаемых через трубы комбината на каждого из них. Точные данные об уровне загрязнения в Норильске руководством «Норникеля» тщательно скрываются. Местные биологи и экологи оценивают обстановку с помощью грибов, мхов и других растений, измеряя в них количество тяжелых металлов и канцерогенов. Цифры впечатляют: в грибах, собранных вблизи местного лечебного профилактория, расположенного в благополучном месте вдали от промышленных площадок и на многокилометровом удалении от города, предельно допустимый уровень концентрации никеля оказался превышен в восемь раз, цинка и свинца – в шесть, кадмия – в 46, а меди – в 25 раз. А эксперты-экологи, как писала «Российская газета», приводят еще более страшные цифры: в 2007 году уровень загрязняющих веществ в выбросах предприятий компании превышал ПДК в среднем в 100–450 раз, а по меди почти в 2,5 тыс. раз.

Вторым событием, существенно повлиявшим на экологическую обстановку в Норильске, было решение менеджмента ГМК от 2007 года укоротить трубы комбината. Тогда Владимир Потанин, который, как считают некоторые эксперты, и сегодня реально управляет менеджментом компании, внял требованиям правительств США и Канады, которые жаловались на обнаружение ядовитых выбросов комбината в атмосферах своих стран. Подобные претензии предъявлялись к Норильскому комбинату и ранее, еще с советских времен. Но советское правительство, понимая, что укороченные трубы обрушат на город, а значит, на его жителей дополнительные тонны отравы, претензии далеких соседей не принимали. Спустя четверть века мир стал теснее. И для новых хозяев «Норникеля» экологическое благополучие жителей далеких соседей волнует больше, чем жизни жителей Норильска – их сограждан. По норильским детям это решение ударило в первую очередь. 15,8% случаев гибели детей в городе, как сообщала «Новая газета», вызвано респираторными осложнениями. Оценить, насколько вреднее стало в Норильске дышать после выполнения решения о понижении высоты труб, не представляется возможным, так как доверять данным, которые выдает сам «Норильский никель», не имеет особого смысла, а подлинная статистика за семью печатями. Да и там она уже отредактирована. Мало ли┘

Жителям Норильска по-прежнему не приходится надеяться на то, что ГМК изменит свое потребительски утилитарное отношение к ним. Смешные попытки заменить оздоровление и лечение норильчан путевками на испанское побережье на самом деле являются продолжением туристического бизнеса сегодняшнего руководства «Норникеля». Недаром новый гендиректор компании долгое время ведал туристическим бизнесом. Впрочем, попытка скрыть экологическую проблему в тени очередного бизнес-проекта саму экопроблему города не решила. И, похоже, не решит. Создается впечатление, что сегодняшнее руководство «Норникеля» не ставит перед собой задачи реального изменения экологической ситуации в городе. Покупка лабораторий – это очередная потемкинская деревня команды Владимира Потанина.

Купите больному градусник – авось поправится

Но вот не поправляется он никак. По статистике, как пишет The Daily Telegraph, средний житель Норильска, занятый на работе на комбинате, умирает на 10 лет раньше других жителей страны. И будет умирать, ни на кого уже не надеясь? Руководство страны в сложившуюся ситуацию вмешаться не спешит. Ведь «Норникель» много и активно участвует в самых разных проектах, начиная от финансирования спорта и специальных правительственных «хотелок» и заканчивая финансовым участием в выборах всех уровней, пряча за своими «отступными» жизни людей.

В какое количество произведенного никеля или в какую сумму от его продажи оценить жизнь человека? Живя в XXI веке, когда забота об экологии – не модный тренд, а необходимость и дело не менее важное, чем рост котировок, стоит подумать о завтрашнем дне. Кстати, именно для этого в конце сентября в Архангельск слетаются со всего мира ученые и эксперты в области изучения проблем экологической безопасности Арктики и Крайнего Севера. Среди участников Второго международного форума «Арктика – территория диалога», который пройдет в Архангельске 21–24 сентября, – премьер России Владимир Путин, глава МЧС Сергей Шойгу, князь Монако Альбер II, президент Исландии Густав Линд, вице-губернатор Аляски Мед Тредвилл, многие российские и зарубежные ученые. За рубежом о «норильской угрозе» осведомлены давно и обстоятельно.

России придется краснеть. Не впервой, конечно. Но неужели не надоело?


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1601
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
996
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
717
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
987

Другие новости