Солдату безразлично, кто его будет кормить – военные или гражданские повара. Главное, чтобы еда была вкусной и питательной.
Фото ИТАР-ТАСС
Российское военное руководство перенимает опыт армий стран НАТО по использованию аутсорсинговой (дословно от англ. outsourcing: outer-source-using – использование внешнего источника/ресурса) системы обслуживания сторонними организациями отдельных сфер жизнедеятельности войск. Вчера этому было посвящено специальное заседание коллегии Минобороны.
Развитию системы аутсорсинга в Российской армии положил подписанный три года назад президентом Дмитрием Медведевым указ о создании открытого акционерного общества «Оборонсервис», в который в настоящий момент входят девять субхолдингов (ОАО «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка»).
Как заявил гендиректор «Оборонсервиса» Сергей Хурсевич, на сегодняшний момент подведомственные ему структуры обслуживают значительную часть боевой техники и вооружений, выполняют коммунальные услуги и до конца этого – начала следующего года полностью будут обеспечивать питанием военнослужащих с помощью гражданских организаций.
Введение этой системы вполне оправданно, поскольку в условиях уменьшения срока военной службы по призыву до одного года личный состав армии и флота не отвлекается на выполнение хозяйственных и иных непрофильных работ и полностью задействован на решении задач боевой подготовки. Кроме того, по утверждению начальника организационно-мобильного Управления штаба Западного военного округа, генерал-майора Евгения Бурдинского, сокращая штатную численность сотрудников столовых и ремонтных бригад, «мы решаем демографический вопрос». Призывников в этом году, как известно, будет значительно меньше из-за демографической ямы 1992–1994 годов.
Между тем при решении задач по переводу войск на аутсорсинг появляются и проблемы. Именно о них и шла речь на состоявшейся вчера коллегии Минобороны. В частности, обсуждался вопрос, связанный с прозрачностью контрактов, по которым гражданские предприятия обслуживают и обеспечивают армию. По данным заместителя генерального прокурора РФ – главного военного прокурора Сергея Фридинского, количество коррупционных преступлений, совершенных госслужащими и гражданским персоналом, вовлеченным в аутсорсинг, в этом году возросло в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом. Фридинский прямо связывает эти упущения с подбором кадров на должности, ранее замещаемые военнослужащими.
Другой проблемный вопрос, обсуждаемый на коллегии, – обеспечение жизнедеятельности воинских частей в условиях боевых действий. Не секрет, что процесс материального и ресурсного обеспечения войск со стороны гражданских предприятий в полевых условиях (на учениях, морских сбор-походах) давал сбои. И он сейчас в центре внимания руководства Минобороны. В экспертном сообществе есть мнение, что гражданских специалистов при материальном и техническом обслуживании войск в боевых условиях использовать нецелесообразно. Кстати, сегодня на полигоне «Чебаркуль» под Челябинском начинается активная фаза маневров, где будут отработаны практические действия гражданских специалистов «Оборонсервиса» в боевых порядках 7-й отдельной танковой бригады.
Впрочем, у Сергея Хурсевича иное мнение. Он подчеркивает, что специалисты «Оборонсервиса» будут привлекаться для обеспечения жизнедеятельности воинских частей в условиях боевых действий: «В базовом районе сосредоточения войск будут работать либо призванные на военную службу сотрудники аутсорсинговых структур, либо даже непризванные. В районе применения войск – частично военнослужащие, а частично призванные сотрудники аутсорсинговых структур. Мы будем рекомендовать Минобороны инициировать внесение поправок в действующее законодательство о призыве на военную службу специалистов аутсорсинговых структур не только во время боевых действий, но и на сборы и учения».
«Вопрос Хурсевичем, видимо, поставлен своевременно. По Закону «Об обороне», призвать на военные сборы специалиста можно лишь один раз в несколько лет. Хотя, как известно, крупномасштабные маневры в войсках проводятся не менее одного-двух раз в год. И в ходе их проведения снабжение армии по системе аутсорсинга должно быть непрерывным. Не исключено, что необходимые изменения в законодательство, о которых говорит Хурсевич, будут сделаны с вводом новых нормативных документов о службе граждан РФ в резерве. Эти документы сейчас обсуждаются в Госдуме», – пояснил ситуацию «НГ» военный эксперт генерал-лейтенант Юрий Неткачев. Правда, он считает, что для введения такой системы снабжения войск, особенно с участием резервистов в полевых условиях, на учениях, в боевой обстановке, потребуются значительные финансовые средства: «В условиях перманентного экономического кризиса, в котором живет Россия, – это опасная затея, которая может отрицательным образом повлиять на обороноспособность страны».
Генерал-полковник Юрий Букреев, который в свое время в ранге заместителя начальника Генштаба возглавлял Главное управление Сухопутных войск, с Неткачевым солидарен. Он считает, что введение системы аутсорсинга в повседневную жизнь войск – своевременное и правильное дело. «Особенно полезно введение этой системы при организации питания войск, банно-прачечного обслуживания, решении коммунальных вопросов в гарнизонах, – полагает эксперт. – Но я бы очень осторожно относился при рассмотрении вопроса об использовании гражданских специалистов в боевой обстановке. Особенно в вопросах тылового обеспечения войск, организации технической помощи, снабжении ГСМ и т.п. Опыт наших войск в Чечне показал, что с этими задачами плохо справлялись даже военнослужащие». Букреев убежден, что для тылового, материально-технического обеспечения войск в бою необходимо готовить специальные воинские подразделения. И именно такая схема снабжения имеется в передовых армиях мира. «Тыловые и технические подразделения должны быть в штатной структуре боевых частей и соединений. И вместе с ними должны отрабатывать все возможные учебно-боевые задачи, необходимые на поле боя», – считает эксперт.