0
1314
Газета Регионы России Интернет-версия

04.08.2011 00:00:00

Крах "Континента" как диагноз

Павел Данилин

Об авторе: Павел Викторович Данилин - политолог, шеф-редактор интернет-портала "Кремль.орг".

Тэги: авиация, банкротство


Банкротство авиакомпании «Континент», превратившееся в личные драмы сотен и тысяч ее пассажиров, ставит нас перед выбором – либо летать хорошо, либо не летать вовсе. На примере «Континента» можно убедиться в том, что за разговорами о конкуренции и свободе выбора нарушаются наши права. Права потребителей.

Как обеспечить безопасность и бесперебойность пассажирских перевозок? Как гарантировать, что заплативший за перелет долетит из пункта отправления до пункта назначения в указанные в билете сроки, а не останется в аэропорту, брошенный авиакомпанией, не желающей исполнять свои обязательства?

Сразу после краха «Континента» чиновники «придумали», как им показалось, безупречный выход из ситуации. Росавиация выступила с заявлением, что к регулярным магистральным перевозкам пассажиров могут допускаться авиакомпании, которые имеют в парке не менее 20 однотипных воздушных судов. По мнению этой организации, таким средним количеством бортов оперируют перевозчики, входящие в топ-15 российских авиакомпаний, выполняющие до 90% авиаперевозок. Надо сказать, что если позиция Росавиации будет принята без изменений, магистральные рейсы смогут осуществлять отнюдь не 15 компаний, а вдвое меньше.

При этом есть целый ряд предложений, которые позволят решать проблему куда более цивилизованными методами, чем вытеснение в сферу чартерных и грузовых авиаперевозок практически всех существующих сегодня авиакомпаний, за исключением нескольких крупняков. Так, на днях глава «Аэрофлота» Виталий Савельев обратился к премьер-министру с предложением предоставлять допуски на международные рейсы исходя из формулы, учитывающей ряд объективных факторов, среди которых состояние авиапарка перевозчика, величина налоговых отчислений, количество перевезенных пассажиров. В этом предложении главным было добиться прозрачности принятия решений о предоставлении допусков Росавиацией.

Об обращении Савельева стало известно еще до того, как «Континент» заявил о банкротстве. И представители Росавиации снисходительно комментировали его чуть ли не как ерунду. Но когда в аэропортах страны застряли тысячи пассажиров, которых пришлось вывозить домой, практически эвакуировать самолетами авиакомпаний «Россия», «Аэрофлот», «Сибирь» и Utair, чиновники тут же решили прикрыться, не найдя ничего лучше, чем предложить поистине драконовские меры по отношению к компаниям, осуществляющим регулярные рейсовые перевозки.

Обжегшийся на молоке дует на воду. И это правда. Но не вся. Дело в том, что в случае с «Континентом», в отношении руководства которого уже возбуждено уголовное дело, позиция Росавиации выглядит несколько двусмысленно, если не сказать больше.

Начнем с того, что о существовании АК «Континент» большинство специалистов воздушного флота узнали лишь в конце прошлого – начале нынешнего года. И пусть никого не смущает, что на сайте «Континента» в разделе «история» сообщается, что авиакомпания была создана в далеком 2007 году. Там же «скромно» уточняется, что регулярные пассажирские перевозки для АК являются новым видом деятельности. Так вот, появившаяся из ниоткуда компания тут же получает от Росавиации допуск к целой серии внутрироссийских магистральных рейсов. А затем получает добро еще и на международные рейсы: разрешены полеты в Баку (Азербайджан), Ташкент (Узбекистан), Бишкек и Ош (Киргизия), Севастополь (Украина). Неплохо для авиакомпании, существующей без году неделю?

Целый букет допусков «Континент» получает по итогам июньского заседания специалистов из Росавиации. При этом на специальных форумах пассажиры, воспользовавшиеся услугами «Континента», воют волками и проклинают как сервис, так и персонал авиакомпании. А как не выть, если, к примеру, пассажиров рейсов авиакомпании «Континент», которые должны были лететь из Иркутска в Сочи и Краснодар, 6 июля без предупреждения посадили в один самолет и отвезли... в Анапу. Или как быть с ситуацией, когда 17 июля из Анапы в Петербург самолет улетел на 10 часов раньше указанного в билетах времени. Как объяснил администратор аэропорта, «по решению руководства компании». Это не говоря о нештатных ситуациях в воздухе, когда, к примеру, 16 июля самолет «Континента» был вынужден совершить аварийную посадку без двигателя в Абакане? На борту находились, между прочим, 46 пассажиров.

И вот эта расчудесная авиакомпания гордится своими допусками, третирует пассажиров, прививает им отвращение к полетам, а потом в один прекрасный момент объявляет себя банкротом! Сотни пассажиров раскиданы по всей стране. Тысячи уже купили билеты и теперь вынуждены бегать и пытаться их сдать.

А чиновники Росавиации делают вид, что они тут ни при чем. Позиция этого агентства простая. Во всем виноват, мол, гендиректор авиакомпании Владимир Красильников, который приобрел за счет выручки перевозчика и без согласия акционеров несколько самолетов Ту-154М. То есть за счет фирмы в собственный карман. Такое ощущение, что не было тех проблем компании, о которых я говорил выше! Такое ощущение, что, выдавая допуски на рейсы, Росавиация не знала, что предоставляет их фирме, опыт которой в рейсовых перевозках попросту отсутствовал!

Поиск стрелочников, который осуществляет сейчас Росавиация, вряд ли ей поможет. Как заявил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин, в рамках расследования уголовного дела о банкротстве «Континента» будут установлены «конкретные должностные лица Росавиации и других государственных органов и дана правовая оценка их действиям (бездействию) при выдаче и отзыве лицензии на авиаперевозку указанной компании». Между прочим, уголовное дело в отношении сотрудников Росавиации, как считают следователи, будет возбуждено по ст. 159, ч. 4 УК РФ, а это – до 10 лет тюремного заключения.

Таким образом, ситуация с банкротством «Континента» выявила не только неумение и неспособность безответственных владельцев компании обеспечивать бесперебойные перевозки и гарантировать безопасность пассажиров. Она также обнажила довольно неприглядные факты непрозрачного подхода Росавиации к предоставлению допусков на полеты. Нарыв, как говорится, лопнул. Цена оказалась высока – это нарушенные права тысяч пассажиров. Но можно надеяться, что хотя бы теперь очевидная всем проблема отсутствия транспарентности в выдаче доступов к рейсовым полетам, о которой открыто стали говорить еще задолго до банкротства «Континента», будет все же решена. Тем более, повторюсь, есть и вполне цивилизованные методы и подходы к ее решению.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1625
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1823
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1935
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4307

Другие новости