Во Владивостоке утверждена «Стратегия и стратегический план развития города до 2020 года». Через 10 лет город должен из «форпоста на Тихом океане» стать туристической Меккой. Представители зарубежного дипломатического корпуса заявляют об интересе к региону у соотечественников, но не желании бизнеса вкладывать деньги в рискованный приморский турбизнес. Эксперты уверены, что без господдержки местная туристическая отрасль не сможет конкурировать с туристическим потенциалом стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.
Разработана стратегия развития Владивостока Леонтьевским центром по заказу мэрии для понимания, что будет с городом после саммита АТЭС 2012 года. К 2020 году основной структурой экономики Владивостока должна стать индустрия гостеприимства (54% экономики). Расчеты строились исходя из выгодного положения города в АТР: в радиусе 1000 км вокруг Владивостока находится зона нового индустриального развития, расположены мегаполисы Японии, Кореи и КНР, в которых проживает более 300 млн. городского населения и производится более трех ВВП России. Для воплощения задуманного городу необходимо 1,4 трлн. руб. Однако имущественные активы города оцениваются лишь в 185 млрд. руб., а человеческий капитал – в 7,6 трлн. руб. Задачу капитализации городу придется решать, рассчитывая на собственные силы и инвестиции. Благодаря саммиту АТЭС федеральный Центр вложит в территорию более 600 млрд. руб., остальные власти необходимо искать самой.
Леонтьевский центр на основе межотраслевого баланса сделал расчет, что только въездной туризм, экспорт образовательных и медицинских услуг смогут обеспечить дополнительный приток требуемых инвестиций, а не газовая труба, рыбная отрасль и т.п.
Оппоненты скептически отнеслись к документу. Директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН, академик Петр Бакланов считает, что ставка на индустрию гостеприимства неверна, потому что «на ней город не прокормить и не обеспечить ускоренное развитие из-за его скромного туристско-рекреационного и культурного потенциала». «Страны Юго-Восточной Азии создавали его тысячелетиями, а у нас кроме Владивостокской крепости и возможного океанариума ничего нет», – рассуждает эксперт.
Разработчики стратегии уверены в правоте, несмотря на то что туристическая отрасль здесь имеет пока «нисходящий тренд». «Да, сегодня все достопримечательности города можно увидеть из окна автобуса за полдня, пока тот стоит в пробках, но ведь и те туристические ресурсы, которые есть, не стали объектами туристического показа», – не соглашается один из авторов стратегии – ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев. По мнению авторов стратегии, теперь Дума Владивостока и чиновники должны показать бизнесу, в каких направлениях они готовы его поддерживать, предпринять действия, стимулирующие бизнес вкладывать средства в развитие этого сектора экономики.
По данным Департамента международного сотрудничества и туризма Приморья, в 2010 году более 67 тыс. иностранных туристов посетили край (рост на 27%), наиболее высокий интерес к Приморью у жителей КНР и Республики Корея. Администрация края также работает над созданием программы развития внутреннего и въездного туризма в Приморье на 2011–2016 годы. Чиновники утверждают, что программа предполагает строительство и реконструкцию баз отдыха, развитие прибрежных и водных видов отдыха и спорта, круизного и парусного туризма, строительство океанариума, ипподрома, аквапарка и многое другое. Финансирование обещано из краевого бюджета. По мнению губернатора Сергея Дарькина, в Приморье создается необходимая инфраструктура – в рамках подготовки к саммиту АТЭС строятся две пятизвездочные гостиницы, театр оперы и балета, планируется создание игорной зоны «Приморье». Тихоокеанский экономический конгресс, Международный конгресс рыбаков, международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» смогут привлечь иностранных и российских туристов в край.
Эксперты менее оптимистичны – прежняя программа, рассчитанная на потенциальных туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, не оправдалась: с 2005 года число гостей сократилось в 2,8 раза. «Пока в Приморье только говорили о необходимости привлечения инвестиций в туристическую отрасль, в КНР, Южной Корее и Японии отрасль получала серьезную господдержку», – считает руководитель Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. Эксперт уверен, что без господдержки туристическая отрасль края не сможет конкурировать с туристическим потенциалом стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. «Мифические иностранцы не поедут дышать чистым воздухом вблизи горы Пидан: до Пидана ехать пять часов по дороге сомнительного качества на автобусах сомнительного комфорта. Мы должны понимать, кто конкретно к нам приедет. Китайцы из бедных провинций – нужен один уровень сервиса. Японцы – другой уровень. Бизнес не будет вкладываться неизвестно во что. Потому программа развития туризма – это просто программа. У ее реализации нет перспектив», – уверен эксперт.
Иностранные инвесторы пока не изъявляют желания вкладываться в развитие туризма Приморья. На проходившем в краевом парламенте круглом столе генконсулы США, Южной Кореи, Индии и Японии не заявили о подобном желании соотечественников. «Приморский край и Дальний Восток – интересные регионы для иностранцев и, в частности, для тайцев. Знаю, что многие из них хотели бы побывать в Якутии, на Камчатке, на Сахалине, но цены на дорогу из Бангкока во Владивосток – это какой-то кошмар», – отметил почетный консул Королевства Таиланд во Владивостоке Виталий Кулюшин. По мнению представителей дипломатического корпуса, главные препятствия для развития въездного туризма – не только монополия авиакомпаний и высокие цена на авиабилеты и гостиницы, но и отсутствие инфраструктуры, засоренность береговой полосы, отсутствие вдольбереговых автодорог, оборудованных пляжей и криминал. «Несколько лет назад во Владивосток приезжала делегация адмиралов портов Таиланда для того, чтобы изучить возможность транспортировки и перевалки в местных портах грузов. Вечером на гостей, возвращавшихся по центру города в гостиницу, напали хулиганы, избили их, а одному из адмиралов сломали нос, – вспомнил Виталий Кулюшин, – на этом закончилась не только инспекция, но и планы».