0
1271
Газета Регионы России Интернет-версия

19.07.2011 00:00:00

Форпост на Тихом океане решил сменить бренд


Во Владивостоке утверждена «Стратегия и стратегический план развития города до 2020 года». Через 10 лет город должен из «форпоста на Тихом океане» стать туристической Меккой. Представители зарубежного дипломатического корпуса заявляют об интересе к региону у соотечественников, но не желании бизнеса вкладывать деньги в рискованный приморский турбизнес. Эксперты уверены, что без господдержки местная туристическая отрасль не сможет конкурировать с туристическим потенциалом стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии.

Разработана стратегия развития Владивостока Леонтьевским центром по заказу мэрии для понимания, что будет с городом после саммита АТЭС 2012 года. К 2020 году основной структурой экономики Владивостока должна стать индустрия гостеприимства (54% экономики). Расчеты строились исходя из выгодного положения города в АТР: в радиусе 1000 км вокруг Владивостока находится зона нового индустриального развития, расположены мегаполисы Японии, Кореи и КНР, в которых проживает более 300 млн. городского населения и производится более трех ВВП России. Для воплощения задуманного городу необходимо 1,4 трлн. руб. Однако имущественные активы города оцениваются лишь в 185 млрд. руб., а человеческий капитал – в 7,6 трлн. руб. Задачу капитализации городу придется решать, рассчитывая на собственные силы и инвестиции. Благодаря саммиту АТЭС федеральный Центр вложит в территорию более 600 млрд. руб., остальные власти необходимо искать самой.

Леонтьевский центр на основе межотраслевого баланса сделал расчет, что только въездной туризм, экспорт образовательных и медицинских услуг смогут обеспечить дополнительный приток требуемых инвестиций, а не газовая труба, рыбная отрасль и т.п.

Оппоненты скептически отнеслись к документу. Директор Тихоокеанского института географии ДВО РАН, академик Петр Бакланов считает, что ставка на индустрию гостеприимства неверна, потому что «на ней город не прокормить и не обеспечить ускоренное развитие из-за его скромного туристско-рекреационного и культурного потенциала». «Страны Юго-Восточной Азии создавали его тысячелетиями, а у нас кроме Владивостокской крепости и возможного океанариума ничего нет», – рассуждает эксперт.

Разработчики стратегии уверены в правоте, несмотря на то что туристическая отрасль здесь имеет пока «нисходящий тренд». «Да, сегодня все достопримечательности города можно увидеть из окна автобуса за полдня, пока тот стоит в пробках, но ведь и те туристические ресурсы, которые есть, не стали объектами туристического показа», – не соглашается один из авторов стратегии – ведущий научный сотрудник Тихоокеанского института географии ДВО РАН Юрий Авдеев. По мнению авторов стратегии, теперь Дума Владивостока и чиновники должны показать бизнесу, в каких направлениях они готовы его поддерживать, предпринять действия, стимулирующие бизнес вкладывать средства в развитие этого сектора экономики.

По данным Департамента международного сотрудничества и туризма Приморья, в 2010 году более 67 тыс. иностранных туристов посетили край (рост на 27%), наиболее высокий интерес к Приморью у жителей КНР и Республики Корея. Администрация края также работает над созданием программы развития внутреннего и въездного туризма в Приморье на 2011–2016 годы. Чиновники утверждают, что программа предполагает строительство и реконструкцию баз отдыха, развитие прибрежных и водных видов отдыха и спорта, круизного и парусного туризма, строительство океанариума, ипподрома, аквапарка и многое другое. Финансирование обещано из краевого бюджета. По мнению губернатора Сергея Дарькина, в Приморье создается необходимая инфраструктура – в рамках подготовки к саммиту АТЭС строятся две пятизвездочные гостиницы, театр оперы и балета, планируется создание игорной зоны «Приморье». Тихоокеанский экономический конгресс, Международный конгресс рыбаков, международный кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого» смогут привлечь иностранных и российских туристов в край.

Эксперты менее оптимистичны – прежняя программа, рассчитанная на потенциальных туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, не оправдалась: с 2005 года число гостей сократилось в 2,8 раза. «Пока в Приморье только говорили о необходимости привлечения инвестиций в туристическую отрасль, в КНР, Южной Корее и Японии отрасль получала серьезную господдержку», – считает руководитель Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский. Эксперт уверен, что без господдержки туристическая отрасль края не сможет конкурировать с туристическим потенциалом стран Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии. «Мифические иностранцы не поедут дышать чистым воздухом вблизи горы Пидан: до Пидана ехать пять часов по дороге сомнительного качества на автобусах сомнительного комфорта. Мы должны понимать, кто конкретно к нам приедет. Китайцы из бедных провинций – нужен один уровень сервиса. Японцы – другой уровень. Бизнес не будет вкладываться неизвестно во что. Потому программа развития туризма – это просто программа. У ее реализации нет перспектив», – уверен эксперт.

Иностранные инвесторы пока не изъявляют желания вкладываться в развитие туризма Приморья. На проходившем в краевом парламенте круглом столе генконсулы США, Южной Кореи, Индии и Японии не заявили о подобном желании соотечественников. «Приморский край и Дальний Восток – интересные регионы для иностранцев и, в частности, для тайцев. Знаю, что многие из них хотели бы побывать в Якутии, на Камчатке, на Сахалине, но цены на дорогу из Бангкока во Владивосток – это какой-то кошмар», – отметил почетный консул Королевства Таиланд во Владивостоке Виталий Кулюшин. По мнению представителей дипломатического корпуса, главные препятствия для развития въездного туризма – не только монополия авиакомпаний и высокие цена на авиабилеты и гостиницы, но и отсутствие инфраструктуры, засоренность береговой полосы, отсутствие вдольбереговых автодорог, оборудованных пляжей и криминал. «Несколько лет назад во Владивосток приезжала делегация адмиралов портов Таиланда для того, чтобы изучить возможность транспортировки и перевалки в местных портах грузов. Вечером на гостей, возвращавшихся по центру города в гостиницу, напали хулиганы, избили их, а одному из адмиралов сломали нос, – вспомнил Виталий Кулюшин, – на этом закончилась не только инспекция, но и планы».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Застройщикам, для которых вводилась льготная ипотека, опять потребовалась помощь

Анастасия Башкатова

Жилищной отрасли предстоит долго распутывать клубок проблем с ценами и кредитными ставками

0
1802
В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

В Европе и США отвергают старую климатическую повестку

Михаил Сергеев

Россия, кажется, продолжит переход к углеродной нейтральности

0
1529
Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Следить за разливом нефтепродуктов будут в еженедельном режиме

Ольга Соловьева

Министры планируют оценить экологический и экономический ущерб от загрязнения мазутом Черноморского побережья

0
1335
"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

"Газпром" проводит работу по оптимизации численности сотрудников своего центрального аппарата

  

0
971

Другие новости