Перестрелка в небольшом свердловском поселке Сагра обнажила проблемы российской правоохранительной системы, которые не решить переименованием милиции в полицию. В четверг в регион прибыл руководитель Следственного комитета России Александр Бастрыкин и на встрече с жителями Сагры задал те же вопросы, которые жители поселка задают себе с прошлой пятницы.
Единственное, в чем сходятся жители внушительных размеров дачного поселка и следователи, расследующие события прошлой недели, это то, что именно случилось: 1 июля около 23 часов к поселку подъехали несколько легковых машин и «Газель», из которых вышли вооруженные люди. Жители поселка встретили их также не с пустыми руками, завязалась перестрелка, в ходе которой один из приехавших был убит.
Первоначально сообщалось даже о пьяной драке, уголовное дело было возбуждено по статье «Убийство», впоследствии и по статье «Хулиганские действия». Однако официальная трактовка расходится с рассказами местных жителей, которые с понедельника пытаются обнародовать свое видение ситуации. По словам жителя села Виктора Городилова, инициатором конфликта был местный цыган Сергей Красноперов. Руководитель Общества уральско-азербайджанской дружбы Асад Кулиев называет его скупщиком краденого металлического лома, в фонде «Город без наркотиков» говорят и о наркоторговле.
В середине прошлой недели у местных жителей возник очередной конфликт с Красноперовым, после которого он назначил своим соседям стрелку, пообещав привезти друзей. Состоялась она только в ночь на 2 июля. «Я был в бане с детьми, когда пришла заплаканная жена и сказала, что к поселку едут 10–15 машин и «Газель» с «черными». Схватил обрез, патроны, прибежал к въезду в Сагру и вижу – из машины выскакивает мужик, который уже приезжал заступаться за цыгана, и вытаскивает ствол. У меня выбора не было, я хватаю свой, направляю дуло вверх и стреляю», – рассказал «НГ» сельчанин Сергей Зубарев.
Стрелять начали и еще два жителя Сагры, другие мужчины встречали приезжих с чем могли, даже вилами. Прибывшие, среди которых сагринцы не видели славян, пытались обойти поселок с другой стороны, но вскоре ретировались. Водителя «Газели» местные жительницы выволокли из машины и начали избивать. Тот смог убежать, остальные прибывшие уехали на машинах.
В выходные Сергей Зубарев был объявлен подозреваемым в хулиганстве. Он утверждает, что при препровождении в изолятор временного содержания ему на ухо шепнули условия мирной жизни: сознаться в убийстве. В противном случае в его одежде, которая была сдана в местную каптерку, могли найти наркотики. Виктору Городилову посоветовали взять вину на себя, пообещав укрыть от мести подельников ныне покойного вора в законе Заура, чей родственник, по слухам, был убит в Сагре. Предложение якобы сделал начальник теперь уже отделения полиции городского округа Верхняя Пышма.
В объективное расследование полиции сельчане не верят: до 1 июля они пытались информировать участкового о происходящих в Сагре событиях, но тот не отвечал на звонки.
Асад Кулиев заверяет, что никаких родственников Заура в Сагре не было. Более того, прибывшие были не только гражданами Азербайджана, среди них были граждане нескольких стран, которые были наняты Красноперовым в этнических кафе Екатеринбурга. Убитый Фаиг Мусаев находился в России нелегально, был гражданином Грузии.
Несмотря на пеструю национальную окраску конфликта, никто не решается признать его межнациональным. Видимо, на правоохранительные органы до сих пор действует синдром Кондопоги.
Начальник ГУ МВД по Свердловской области Михаил Бородин заявил, что оперативной информации о проблемах в Сагре не было. Мол, за полгода в милицию/полицию обратились только 10 человек, ни одного жителя Сагры среди них не было.
Александр Бастрыкин, встретившись в четверг с женой Виктора Городилова, задал ей тот же вопрос, что задают себе и жители Сагры: «Как колонна вооруженных людей смогла проехать 40 километров от Екатеринбурга до поселка и не была никем остановлена?» Жители Сагры утверждают, что за прошедшую с момента ЧП неделю ни один следователь не интересовался у них данными о зачинщиках конфликта. Сергей Красноперов исчез, Асад Кулиев считает, что нанятые бойцы тоже покинули пределы области.
Екатеринбург