Для президента Татарстана Рустама Минниханова саммит – хороший повод прорекламировать республику.
Фото с официального сайта президента Татарстана
Татарстан уже третий год подряд пытается застолбить за собой монополию на развитие в России исламского бизнеса и экономики по канонам шариата, проводя в республике международный тематический саммит. Очередной форум, завершившийся на днях, вновь принес целый ряд громких инициатив, но так и не ознаменовался громкими соглашениями и договоренностями. Республика снова заявила о себе на международной арене, отодвинув на второй план реализацию конкретных проектов.
Первый международный саммит исламского бизнеса и финансов в Казани состоялся еще при первом президенте Татарстана Минтимере Шаймиеве в 2009 году. Тогда его участники – представители бизнес-структур и ученые в области исламской экономики и финансов из России, стран СНГ, Ближнего Востока, Европы и Юго-Восточной Азии – начали присматриваться друг к другу. Повод был – экономика проходила через испытание финансовым кризисом, и потому обсуждались способы, с помощью которых ему противостоит исламский банкинг. Уже тогда Татарстан заявил о намерении стать площадкой, откуда может начаться распространение исламских финансовых инструментов в России. При этом руководство республики активно рекламировало Татарстан как привлекательный регион для притока иностранного капитала.
После первого же саммита многие эксперты пришли к выводу, что ни о каком исламском банкинге в России не может быть и речи, пока не будет ясно, как его можно сочетать с российской бизнес-спецификой. Кроме того, чтобы внедрить определенные механизмы шариатской экономики, потребовалось бы заинтересовать в этом бизнесменов-немусульман. Наконец, еще одним барьером участники первого саммита назвали невозможность подстраивать российское законодательство под шариатские механизмы банковской системы.
Тем не менее выход был найден: эксперты саммита пришли к выводу, что ничто не мешает участию иностранного капитала в реализации бизнес-проектов хотя бы на территории Татарстана. Во многом по этим причинам уже третий год подряд республика активно позиционирует себя перед международными потенциальными партнерами как привлекательную инвестиционную площадку.
Каждый саммит, в том числе и последний, становится площадкой обсуждения возможностей Татарстана. Представители бизнес-кругов проводят круглые столы, переговоры, встречи, в которых также активное участие принимает президент Рустам Минниханов. Последний саммит оказался наиболее богатым на идеи и инициативы и принес известия о том, что республика намерена перенять опыт Малайзии в вопросах использования исламских финансовых инструментов. Кроме того, Татарстан намерен открыть у себя консульство Саудовской Аравии, филиал Британского института технологий и электронной коммерции, строительство которого финансировалось бы за счет британских инвесторов. Помимо этого было заявлено об увеличении сотрудничества Малайзии с Казанским халяльным хабом (крупнейший в России дистрибьюторский центр халяльных товаров и услуг. – «НГ»).
Рустам Минниханов (второй слева) использует исламский колорит региона для привлечения инвесторов. Фото с официального сайта президента Татарстана |
Заговорили на этот раз на саммите и о привлечении в республику частного венчурного капитала в 50 млн. долл. Так, предполагается, что эти средства будут использованы для развития проектов в сфере нанотехнологий и IT-индустрии. Кроме того, предполагается открытие в республике центра, сдающего в аренду для нужд малого и среднего бизнеса различное оборудование, – стоимость проекта 20 млн. долл. Заявили на саммите и о строительстве в Казани отеля сети «Шангри-Ла», что позволит привлечь туристические потоки. Все инициативы Рустам Минниханов устно поддержал и даже, как сообщают официальные источники, дал поручение рассмотреть возможность предоставления земли под филиал британского вуза.
Однако о конкретных действиях и «железных» соглашениях по итогам саммита так и не было сообщено. Ряд татарстанских компаний и иностранных бизнес-структур лишь подписали на саммите меморандумы о взаимопонимании.
По мнению академика Российской академии политических наук Владимира Беляева, Татарстан не столько заинтересован во внедрении исламских финансов, сколько пытается работать над собственным имиджем на международной арене: «Это является скорее таким способом дистанцирования и некоего обособления на уровне России. Возможность показать, что в Татарстане существует свой исламский колорит и республика может самостоятельно работать с другими странами в вопросах финансов и экономики. Саммит – возможность для самопиара республики на международной арене, и Татарстан сам по себе не настолько заинтересован в полномасштабном внедрении этих исламских проектов, как это объявляется на публике».
Казань