0
1506
Газета Регионы России Интернет-версия

28.06.2011 00:00:00

Приморье ловит судостроителей на льготы

Тэги: приморье, судостроение


приморье, судостроение Игорь Сечин (слева) и Сергей Дарькин (в центре) заложили приморские суперверфи в ноябре 2009 года.
Фото ИТАР-ТАСС

Приморские парламентарии и Совет Федерации пытаются заинтересовать российских заказчиков строить флот на верфях, которые намечено возвести в крае. Хотя губернатор Приморья Сергей Дарькин видит в начатых судостроительных проектах новые возможности для развития края, судовладельцы и эксперты находят перспективы строительства верфей под боком у Китая и Кореи весьма сомнительными.

Приморские верфи «Звезда-DSME» (в городе Большой Камень) и «Восток-Раффлс» (бухта Пяти Охотников) включены в подпрограмму развития Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Символическая закладка «Звезды-DSME» состоялась еще в ноябре 2009 года, на церемонию приезжал вице-премьер Игорь Сечин. Обещанные объемы инвестиций поражали воображение: на строительство «Звезды-DSME» (финансы выделяет корейская Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (DSME) потратят более 20 млрд. руб., на «Восток Раффлс» (основной инвестор сингапурская компания YRS) – 19 млрд. руб. Верфь в Большом Камне будет специализироваться на крупнотоннажном судостроении – нефтегазохимовозов дедвейтом (общим весом грузов, которые принимает судно) до 160 тыс. т и 216 тыс. куб. м газа. Верфь «Восток-Раффлс» ориентирована на строительство полупогруженных и самоподъемных плавучих буровых установок для освоения континентального шельфа.

Губернатор Приморья Сергей Дарькин видит в верфях будущее Приморья. По его данным, уже на этапе строительства планируется создание более 2 тыс. новых рабочих мест. Ожидается, что в судостроительном производстве будет задействовано более 2500 специалистов, а к концу 2015 года количество персонала превысит 4 тыс. человек.

По словам главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Романа Троценко, ОСК и корейская DSME в 2011 году намерены выделить 2,5 млрд. руб. (доля Кореи – 20%) на строительство верфи «Звезда-DSME». Прежде на нее уже было потрачено 600 млн. руб.

В Департаменте промышленности и транспорта Приморья сообщили «НГ», что в марте с.г. проект верфи «Звезда-DSME» был передан на госэкспертизу, проект «Восток-Раффлс» – на стадии подготовки. На будущих стройплощадках идет подготовка (переносятся объекты недвижимости, попадающие в план застройки), уточняется производственная программа. Уже подписанные контракты якобы предусматривают строительство на верфях 47 объектов крупнотоннажного судостроения. Этим официальная информация о ходе воплощения проекта ограничивается.

Согласно первоначальным планам ОСК, строительство должно было завершиться в конце 2012 года с вводом промежуточных объектов в 2011 году. Но, по последним данным, запуск производства ожидается к концу 2013 года. Руководство завода «Звезда» отказывается говорить о причинах задержки, ссылаясь на отсутствие в штате пресс-секретаря.

Приезд в конце прошлой недели во Владивосток комиссии Совета Федерации пролил свет на происходящее. Сенаторы намерены были обсуждать нормативно-правовое обеспечение строительства судостроительного комплекса в крае. «Мы понимаем, что единственный путь для развития отечественного судоходства – это создание совместного закона о поддержке судоходства и судостроения», – сказал заместитель председателя комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Николай Максюта. По его словам, в мае 2011 года в Госдуму был внесен законопроект о поддержке российского судостроения и судоходства, подготовленный Минтрансом РФ, ОСК при участии крупнейших российских судоходных компаний. Предполагается, что закон снизит себестоимость судостроения в РФ и, в частности, в Приморье, что позволит рыбакам и транспортникам, остро нуждающимся в обновлении флота, заказывать суда на отечественных верфях, а не в Китае или Корее.

Как сообщила пресс-служба Законодательного собрания, на встрече депутатов и сенаторов разговор шел о принятии нулевых ставок НДС на импортируемое оборудование, субсидировании процентных ставок, софинансировании инвестиционных проектов, развитии системы лизинга, освобождении от налога на имущество и земельного налога предприятий судостроения и т.д. «Для нас важно, чтобы государство оказывало поддержку судостроительному комплексу, потому что без нее, без создания необходимых условий судостроение не может быть конкурентоспособным, особенно в России, где сложные климатические условия», – резюмировал вице-спикер Заксобрания Джамбулат Текиев.

Начатое с помпой строительство верфей вызывает сомнения и у специалистов. Председатель совета директоров ОАО «Приморское морское пароходство» Александр Кириличев уверен, что, «имея под боком соседа в лице Китая, затевать судостроение нет смысла», а в «нефтеплатформостроении максимум на что можно рассчитывать, – корпуса варить». По мнению директора Института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС Александра Латкина, идея суперверфей выражена туманно. «Никто пока не видел бизнес-планов по этому проекту, неизвестно, сколько будет стоить производство судов, период их окупаемости. Экономисты же подсчитали, что строительство судов на ней будет дороже, чем в Китае или Корее. Рыбакам «золотые» корабли будут невыгодны, если только за них не заплатит государство», – замечает эксперт.

Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский считает российский рынок привлекательным для конкурирующих между собой китайцев и корейцев, но видит ряд проблем. «Российско-корейский проект связан с формированием заказов для корейской стороны за счет госзаказа, коммерческого заказа в портфеле нет. В России нет крупных судовых компаний, которые бы контролировало государство, кроме Совкомфлота, но у него линейка судов сформирована, заказывать новые компания не спешит, – рассуждает эксперт. – В Приморье планируется производить только корпус судна, остальные комплектующие – импортные. По существу, край получит очередную отверточную сборку. Потом должна произойти некая локализация, когда появится возможность подключить к производству отечественную промышленность. Но в России сейчас нет заводов, которые бы выпускали конкурентные силовые установки или гражданское навигационное оборудование. Пока корейцы не сделают внятный инвестиционный меморандум и не получат конкретные подписанные контракты строительства судов с перспективой до 2020 года, они не будут вкладывать деньги».

Владивосток


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Бесплатная правовая помощь положена уже 30 миллионам граждан

Екатерина Трифонова

Адвокатура продолжает сомневаться в эффективности государственных юридических бюро

0
801
Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Все партии интересуются "ностальгическим избирателем"

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Госпропаганда советского прошлого сформировала новую электоральную группу

0
810
В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

В Госдуме предложили увеличить штрафы для чиновников за оскорбление граждан

0
612
Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

Комитет Госдумы одобрил передачу конфискованных продуктов на гуманитарные нужды

0
494

Другие новости