Игорь Сечин (слева) и Сергей Дарькин (в центре) заложили приморские суперверфи в ноябре 2009 года.
Фото ИТАР-ТАСС
Приморские парламентарии и Совет Федерации пытаются заинтересовать российских заказчиков строить флот на верфях, которые намечено возвести в крае. Хотя губернатор Приморья Сергей Дарькин видит в начатых судостроительных проектах новые возможности для развития края, судовладельцы и эксперты находят перспективы строительства верфей под боком у Китая и Кореи весьма сомнительными.
Приморские верфи «Звезда-DSME» (в городе Большой Камень) и «Восток-Раффлс» (бухта Пяти Охотников) включены в подпрограмму развития Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Символическая закладка «Звезды-DSME» состоялась еще в ноябре 2009 года, на церемонию приезжал вице-премьер Игорь Сечин. Обещанные объемы инвестиций поражали воображение: на строительство «Звезды-DSME» (финансы выделяет корейская Daewoo Shipbuilding Marine Engineering (DSME) потратят более 20 млрд. руб., на «Восток Раффлс» (основной инвестор сингапурская компания YRS) – 19 млрд. руб. Верфь в Большом Камне будет специализироваться на крупнотоннажном судостроении – нефтегазохимовозов дедвейтом (общим весом грузов, которые принимает судно) до 160 тыс. т и 216 тыс. куб. м газа. Верфь «Восток-Раффлс» ориентирована на строительство полупогруженных и самоподъемных плавучих буровых установок для освоения континентального шельфа.
Губернатор Приморья Сергей Дарькин видит в верфях будущее Приморья. По его данным, уже на этапе строительства планируется создание более 2 тыс. новых рабочих мест. Ожидается, что в судостроительном производстве будет задействовано более 2500 специалистов, а к концу 2015 года количество персонала превысит 4 тыс. человек.
По словам главы Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Романа Троценко, ОСК и корейская DSME в 2011 году намерены выделить 2,5 млрд. руб. (доля Кореи – 20%) на строительство верфи «Звезда-DSME». Прежде на нее уже было потрачено 600 млн. руб.
В Департаменте промышленности и транспорта Приморья сообщили «НГ», что в марте с.г. проект верфи «Звезда-DSME» был передан на госэкспертизу, проект «Восток-Раффлс» – на стадии подготовки. На будущих стройплощадках идет подготовка (переносятся объекты недвижимости, попадающие в план застройки), уточняется производственная программа. Уже подписанные контракты якобы предусматривают строительство на верфях 47 объектов крупнотоннажного судостроения. Этим официальная информация о ходе воплощения проекта ограничивается.
Согласно первоначальным планам ОСК, строительство должно было завершиться в конце 2012 года с вводом промежуточных объектов в 2011 году. Но, по последним данным, запуск производства ожидается к концу 2013 года. Руководство завода «Звезда» отказывается говорить о причинах задержки, ссылаясь на отсутствие в штате пресс-секретаря.
Приезд в конце прошлой недели во Владивосток комиссии Совета Федерации пролил свет на происходящее. Сенаторы намерены были обсуждать нормативно-правовое обеспечение строительства судостроительного комплекса в крае. «Мы понимаем, что единственный путь для развития отечественного судоходства – это создание совместного закона о поддержке судоходства и судостроения», – сказал заместитель председателя комиссии Совета Федерации по национальной морской политике Николай Максюта. По его словам, в мае 2011 года в Госдуму был внесен законопроект о поддержке российского судостроения и судоходства, подготовленный Минтрансом РФ, ОСК при участии крупнейших российских судоходных компаний. Предполагается, что закон снизит себестоимость судостроения в РФ и, в частности, в Приморье, что позволит рыбакам и транспортникам, остро нуждающимся в обновлении флота, заказывать суда на отечественных верфях, а не в Китае или Корее.
Как сообщила пресс-служба Законодательного собрания, на встрече депутатов и сенаторов разговор шел о принятии нулевых ставок НДС на импортируемое оборудование, субсидировании процентных ставок, софинансировании инвестиционных проектов, развитии системы лизинга, освобождении от налога на имущество и земельного налога предприятий судостроения и т.д. «Для нас важно, чтобы государство оказывало поддержку судостроительному комплексу, потому что без нее, без создания необходимых условий судостроение не может быть конкурентоспособным, особенно в России, где сложные климатические условия», – резюмировал вице-спикер Заксобрания Джамбулат Текиев.
Начатое с помпой строительство верфей вызывает сомнения и у специалистов. Председатель совета директоров ОАО «Приморское морское пароходство» Александр Кириличев уверен, что, «имея под боком соседа в лице Китая, затевать судостроение нет смысла», а в «нефтеплатформостроении максимум на что можно рассчитывать, – корпуса варить». По мнению директора Института менеджмента, бизнеса и экономики ВГУЭС Александра Латкина, идея суперверфей выражена туманно. «Никто пока не видел бизнес-планов по этому проекту, неизвестно, сколько будет стоить производство судов, период их окупаемости. Экономисты же подсчитали, что строительство судов на ней будет дороже, чем в Китае или Корее. Рыбакам «золотые» корабли будут невыгодны, если только за них не заплатит государство», – замечает эксперт.
Директор Тихоокеанского центра стратегических разработок Михаил Терский считает российский рынок привлекательным для конкурирующих между собой китайцев и корейцев, но видит ряд проблем. «Российско-корейский проект связан с формированием заказов для корейской стороны за счет госзаказа, коммерческого заказа в портфеле нет. В России нет крупных судовых компаний, которые бы контролировало государство, кроме Совкомфлота, но у него линейка судов сформирована, заказывать новые компания не спешит, – рассуждает эксперт. – В Приморье планируется производить только корпус судна, остальные комплектующие – импортные. По существу, край получит очередную отверточную сборку. Потом должна произойти некая локализация, когда появится возможность подключить к производству отечественную промышленность. Но в России сейчас нет заводов, которые бы выпускали конкурентные силовые установки или гражданское навигационное оборудование. Пока корейцы не сделают внятный инвестиционный меморандум и не получат конкретные подписанные контракты строительства судов с перспективой до 2020 года, они не будут вкладывать деньги».
Владивосток