В России должна быть создана экспертная группа, которая решит, как соблюсти равные права обычных людей и инвалидов при доступе в метрополитен. Об этом вчера заявил уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Заявление омбудсмена прозвучало после скандала, вызванного решением об ограничении доступа инвалидов в питерское метро. Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко также отреагировала на ситуацию, и инвалиды вновь смогут пользоваться подземкой. Правда, непонятно, когда такие поездки для них будут действительно безопасны.
Скандал разразился после публикации в Интернете сообщения инвалида-колясочника Евгении Гуровой. Ее не пустили в метро на станции «Пушкинская», хотя ранее она не раз пользовалась этим видом транспорта.
Сотрудник метрополитена, преградивший путь инвалиду, сослался на некое устное распоряжение руководства, согласно которому людям на инвалидных колясках ездить в подземке нельзя – якобы в метро нет условий для обеспечения безопасности людей с ограниченными возможностями. «Для меня метро – единственный доступный, самый доступный транспорт, так как автобусы и трамваи с низкой платформой ходят далеко не везде, а в метро – зашел, поставил коляску на тормоз на эскалаторе, снял с тормоза при спуске – элементарно, просто и безопасно. Метро для инвалидов – один из самых оборудованных видов транспорта. Просто попробуйте представить, каково мне втискиваться в трамвай, троллейбус или автобус», – возмутилась женщина.
Вскоре выяснилось, что случай с Евгенией Гуровой далеко не единственный: инвалиды, передвигающиеся на колясках, стали в массовом порядке жаловаться на действия сотрудников метро. В пресс-службе метрополитена подтвердили, что некая устная рекомендация действительно есть, причем она основана на заключении завода, который изготавливает эскалаторы. В этом заключении говорится, что на эскалаторах нет специальных креплений для колясок, поэтому они не приспособлены для перевозки пассажиров этой группы.
Впрочем, Валентину Матвиенко такая мотивация руководства метрополитена не устроила. Вчера она поручила вице-губернаторам Юрию Молчанову и Людмиле Косткиной, а также председателю комитета по социальной политике Александру Ржаненкову ускорить рассмотрение вопроса о безопасном проезде в метрополитене не только инвалидов-колясочников, но и инвалидов по зрению с собаками-поводырями. Дело в том, что, согласно правилам пользования питерским метро, перевозить животных можно только в специальных контейнерах. А так как в качестве поводырей обычно используются собаки крупных пород, инвалиды по зрению испытывают не меньше проблем с проездом в метро, чем инвалиды-колясочники.
«Эта проблема не решается, – подчеркнул, в свою очередь, Владимир Лукин. – Когда создавали метро, эту проблему решить было невозможно. Сейчас наше общество возникшую ситуацию может разрешить. И мы будем на этом наставать».
Учтя широкий общественный резонанс, руководство метрополитена поспешило дать задний ход. Как сообщила пресс-секретарь питерского метрополитена Юлия Шавель, в ближайшее время предприятие проведет конкурс на разработку устройств для спуска и подъема инвалидных колясок на эскалаторах всех станций. Правда, так как источники финансирования этой программы пока окончательно не определены, неизвестно, сколько потребуется времени для оборудования специальными устройствами всех 64-х станций петербургской подземки. Так что пока инвалидам-колясочникам придется передвигаться под землей по старинке, удерживая инвалидное кресло на эскалаторе с помощью тормоза и собственных рук. Если, конечно, их вообще будут пускать в метро.
Санкт-Петербург