В Дагестане не прекращаются протесты работников местной газовой отрасли. Причина тому – политика нового руководства ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск». Сотни людей уже в одночасье лишились работы, а жители республики теперь просто не знают, по каким правилам оплачивать коммунальные услуги за газ.
Еще четыре года назад в схему прямых поставок газа в республику («Межрегионгаз» – «Дагестанрегионгаз») вклинилась посредническая, по сути, структура – «Газпром Межрегионгаз Пятигорск». В конце прошлого года ее гендиректором стал бизнесмен Рауль Арашуков, «прославившийся» еще в начале 2000-х годов своими газовыми «успехами» на Ставрополье.
Скандалы между дагестанскими газовщиками и посредником начались в марте этого года – когда работники отрасли от отчаяния были вынуждены выйти на митинги. «С конца 2010 года по указанию нового гендиректора ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» началось закрытие касс по приему платежей, где каждый абонент в режиме онлайн мог видеть свой лицевой счет, – рассказал корреспонденту сайта «Кавказский узел» начальник отдела инвентаризации махачкалинского офиса компании Эдиль Ильясов. – При этом никакого механизма для дальнейшего приема платежей не разработали». В результате махачкалинцы вынуждены были, как сообщает «Кавказский узел», выстаивать огромные очереди к трем терминалам, которыми заменили кассы по приему платежей. Формально плату за газ можно внести и через Сбербанк, но фактически этого сделать пока не удалось еще никому: реквизиты счетов-фактур, выданных ООО «Межрегионгаз», с реквизитами Сбербанка не совпадают. «Все это влечет за собой образование задолженностей и, как следствие, отключение потребителей от системы газоснабжения и вызывает массовое возмущение граждан и снижение уровня платежей за газ», – переживает Эдиль Ильясов.
От арашуковского реформаторства худо-бедно работающая структура затрещала по всем швам. Вопрос – зачем понадобилось ее разваливать? «Он (Арашуков. – «НГ») долго занимался ставропольскими сетями и в Дагестане тоже добивается концентрации власти в одних руках», – сказал в интервью агентству «Паритет-Медиа» инженер 1-й категории по учету газа ТУ Махачкалы ООО «Газпром Межрегионгаз Пятигорск» Магомед Магомедбеков.
Создается впечатление, что речь идет о переносе ставропольского опыта Рауля Арашукова в Дагестан. Результаты этого опыта известны. В 2004 году, как сообщала «Парламентская газета» (см. номер от 21.12.04), депутат Госдумы Анатолий Грешневиков направил депутатский запрос заместителю генпрокурора в Южном федеральном округе с просьбой разобраться: каким образом процветающее до недавнего времени ООО «Ставропольрегионгаз» под руководством дважды судимого (как пишет издание, «в 1985 году – за мошенничество, а в 1987 году – за присвоение государственного имущества») Рауля Арашукова «оказалось на грани банкротства». Как утверждала «Парламентская газета», Арашуков «изобрел принципиально новую схему расчетов с потребителями газа, перенаправив финансовые потоки на счета специально созданных фирм, которые возглавляли его родственники». Однако никакой проверки тогда проведено так и не было – по крайней мере запрос Анатолия Грешневикова, пишет издание, остался без ответа.
В том же году деятельностью Рауля Арашукова впервые заинтересовались в Счетной палате, в дальнейшем ведомство Сергея Степашина еще не раз проверяло арашуковское хозяйство. «В проверяемом периоде (2003–2004) доход, полученный от продажи газа, не покрывал даже коммерческие расходы общества. Вместе с тем на каждую отчетную дату издержки общества постоянно росли. Так, за 2003 год коммерческие расходы составили 202,1 млн. руб., а за девять месяцев 2009 года – уже 440,4 млн. руб.», – говорилось в решении Коллегии Счетной палаты, которое цитирует «Паритет-Медиа».
Сотрудники дагестанской газовой отрасли, листая этот отчет, говорят, что прекрасно понимают, каким образом выросли расходы. «Чего далеко ходить, вот у нас в офисах стоит жидкое мыло в туалетах, теперь его закупают снабженцы в Пятигорске и везут к нам в Дагестан, не знаю, у кого они там закупают, но его стоимость по документам 250 рублей за маленькую пластиковую бутылочку. Пойдите на рынок и увидите то же самое мыло за 30 рублей или в дорогой супермаркет, там оно стоит 50 рублей. С карандашами, бумагами, скрепками та же история» – рассказал «НГ» сотрудник «Дагестанрегионгаза» Камиль Гамзатов.
В неприятии внедрения ставропольского опыта в Дагестан к местным газовщикам присоединились и промышленники. «У нас в Дагестане порядка сотни относительно небольших кирпичных заводов, это более 5 тысяч рабочих мест, сейчас они на грани закрытия, – рассказывает один из владельцев такого предприятия. – Проблема в получении разрешения на использование газа как топлива. По закону на наши запросы должны в течение месяца дать ответ, но теперь ни «да», ни «нет» с начала года». Впрочем, ряду бизнесменов такие разрешения получить удалось. Каким способом – вопрос, как представляется, сложный.
В Дагестане опасаются, что Рауль Арашуков сможет реализовать здесь опробованные им на Ставрополье схемы. Остается только надеяться, что громкие протесты работников отрасли возымеют свое действие, и вышестоящие инстанции газового монополиста возьмут ситуацию под контроль.
Махачкала