Старинные дома не вписываются в современный облик Красноярска.
Фото Александра Чернявского
В Красноярске продолжают ломать копья вокруг судьбы архитектурных памятников. Споры вызывают как способы реставрации объектов исторического наследия, так и сам перечень памятников, который в этом году был существенно пересмотрен.
Новый виток дискуссий вызвали изменения в госреестре исторических объектов. Независимые эксперты из Иркутска, аттестованные в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия, обследовали в Красноярске 16 домов, построенных в XIX – начале XX века. Только четыре из них были включены в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ. «Экспертиза постановила, что эти здания обладают высокой архитектурной, научной, художественной, градостроительной, эстетической значимостью и расположены на территории хорошо сохранившейся исторической застройки», – резюмировал министр культуры края Геннадий Рукша.
Не все согласились с этим мнением. За скобками реестра остался так называемый Дом Юшкова – единственный в Красноярске дом с мезонином и особняк, переживший знаменитый пожар 1881 года, уничтоживший практически весь город. «Его необходимо сохранить, поскольку он показывает нам состояние архитектуры, культуры, городской среды Красноярска – губернского города первой половины XIX века, – заявил председатель краевого отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и архитектуры Александр Слабуха. – Мы будем бороться. Мы намерены писать письмо в Законодательное собрание края, Росохранкультуры, в Министерство культуры с требованием пересмотреть решение».
По мнению городских парламентариев, проблема с сохранением исторических памятников в Красноярске объясняется вполне земными причинами. «Постоянная скандальность вокруг этой темы обусловлена тем, что эти столетние дома находятся на очень дорогой земле, которая является лакомым куском для строителей, – полагает депутат горсовета Красноярска Елена Пензина. – На мой взгляд, многие из этих развалюх с сомнительным статусом на самом деле надо убирать из центра города. Их историческая ценность сомнительна, а люди, которые вынуждены проживать в этих так называемых памятниках, только мучаются от того, что не имеют права на ремонт и на получение благоустроенных квартир по программе переселения из ветхого жилья».
Впрочем, Министерству культуры не привыкать к неприятностям на исторической почве. Минувшей весной разразился скандал вокруг реставрации Архиерейского дома. По результатам прокурорской проверки, которую инициировал архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний (Черемисов), все работы, производимые компанией на этом объекте, приостановили. Ремонтно-восстановительные мероприятия велись без разрешения на строительство и без лицензии на проведение реставрации.
Во многом красноярским скандалам способствует запутанное законодательство. «В нашей стране очень странное отношение к памятникам. Их как бы охраняют, но при этом для того, чтобы их отреставрировать, необходимо преодолеть десятки препятствий, – заявил «НГ» депутат Заксобрания Владислав Зырянов. – Лично я с этой проблемой неоднократно сталкивался, когда помогал Православной церкви. Когда большевики закрывали и разрушали храмы и монастыри, никаких законов для этого не требовалось. А сейчас, когда речь идет об их восстановлении, государству требуется куча согласований. Федеральным парламентариям пора провести серьезную ревизию закона об охране памятников, потому что в нынешнем виде он скорее мешает, чем помогает сохранению исторического наследия».
Красноярск