В Нижегородской области – очередной кризис власти районного масштаба. На этот раз конфликт разгорелся в Кстовском районе. Депутаты Земского собрания подавляющим большинством (11 против) решили досрочно прекратить полномочия главы местного самоуправления Андрея Локтева. Они посчитали его работу неудовлетворительной. Однако суд их решение отменил.
Земское собрание проявило упорство: отозвать главу района ему удалось лишь с третьей попытки. Из-за конфликта бюджет на нынешний год был принят только в марте. Депутаты говорят, что Локтев решения принимает единолично и не учитывает их интересы. Вот и предвыборные обещания, в частности, касающиеся раздачи постов, не выполнил. Ранее депутаты пытались также снять с должности кстовского сити-менеджера Виктора Неклюдова. Так что в Кстовском районе война внутри местного самоуправления продолжается больше полугода. А вообще кризис районной власти – с разными действующими лицами – тянется там уже как минимум второй год.
На переговоры с депутатами в Кстово ездил губернатор Валерий Шанцев. Ему не привыкать: совсем недавно с такой же миссией глава региона побывал и в другом – Сосновском – районе. Там Земское собрание большинством голосов уволило сити-менеджера Анатолия Зимина. Глава района Сергей Малышев это решение подписывать не стал, и депутаты пообещали отправить в отставку и его тоже. В Сосновском встреча земцев с губернатором происходила в традиционной манере. Депутаты жаловались на главу администрации (в частности, также обвиняли его в единоличном принятии решений, особенно кадровых). Сити-менеджер пытался донести до Шанцева совершенно противоположную информацию. Неудивительно, что встреча получилась весьма эмоциональной. В конце концов Зимина попросили выйти из зала. Но договориться так и не удалось: Земское собрание отказалось отменить свое решение, несмотря на позицию губернатора.
Муниципальные войны в регионе уже становятся привычными. Вот и в Дзержинске депутаты городской Думы этой весной инициировали процедуру отставки мэра города Виктора Сопина. (Правда, конфликт ограничился лишь заявлениями да сбором подписей и дальше не пошел.) Или в Нижнем Новгороде лишь в конце прошлого года закончился многолетний конфликт между губернатором и мэром областного центра Вадимом Булавиновым: последний ушел-таки в отставку, уступив место лояльным Шанцеву управленцам (главой города стал Олег Сорокин, а сити-менеджером – Олег Кондрашов). А ведь в Нижегородской области четыре города областного значения, 48 районов и 531 сельсовет. Так что, если ситуация не изменится, региональным чиновникам скучать не придется.
«На муниципальном уровне достаточно прочно утвердились тенденции, или даже уже традиции, конкуренции, – считает политолог Андрей Дахин. – Мы привыкли к конкуренции на рынке, но в политике мы это только догоняем. Назрела необходимость в создании площадки для обмена мнениями, выяснения общих позиций. Ведь областной чиновник уже не может просто приехать и приказать. Но жизнь показывает, что такой площадки, которая была бы заряжена медийной энергией, в конкурентной ситуации у нас нет. Публичная политика – это прежде всего формирование коммуникаций для поддержания баланса интересов».
Но суть в том, что мы, в России, именно это умеем меньше всего – договариваться. Такова наша национальная особенность, сформировавшаяся, возможно, в силу специфики российского ландшафта. Так сложилось испокон веков: если тебе не нравится в этой деревне, можно даже и не пытаться найти с жителями общий язык или отстоять свои интересы, потому что всегда можно переехать в другую деревню. Благо отечественные просторы позволяли делать это вновь и вновь. «Широкая русская душа» – это и слабость коммуникативных навыков, особенно в конфликтах. «Моя хата с краю, ничего не знаю». В Европе, например, ее жителям исторически приходилось учиться консенсусу, потому что люди были вынуждены жить нос к носу и убежать им друг от друга было некуда. У нас подобные умения до недавнего времени казались излишними. При отсутствии динамичных горизонтальных связей и приходится выстраивать властную вертикаль – для сохранения хотя бы какой структуры: «Вот приедет барин, барин нас рассудит». Неудивительно, что с дорогами у нас всегда не ахти, это ведь тоже исторически складывавшееся средство коммуникации. И не сложившееся до сих пор.
Неумение договариваться дает знать о себе, конечно, не только в местном самоуправлении. Например, уже много лет не может решиться вопрос, что делать с Чебоксарской ГЭС. Эта станция сейчас работает вполсилы, что экономически неэффективно. Но ее полный пуск грозит экологической катастрофой: по прогнозам, окажутся подтоплены 119 населенных в Нижегородской области, Марий Эл и Чувашии. А расходы на защиту от большой воды превысят доходы от полного пуска ГЭС. На одной стороне – энергетики и руководство Чувашии. На другой – экологи и нижегородские власти. Сейчас создана комиссия для подготовки государственной экспертизы проекта. Но обе стороны остаются непримиримыми. И при этом уже не первый год полпред президента в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота говорит о необходимости подлинно независимой, международной экспертизы проекта. «Наши специалисты говорят мне, что сами готовы сделать независимое заключение по данному вопросу, но при этом тут же интересуются, какой результат я хочу получить», – рассказывает Рапота.
Или: Нижегородская область сейчас завалена мусором – в каждом районе есть своя свалка, порой несанкционированная. Однако проект строительства современного межрайонного полигона в Гордецком районе натолкнулся на очередной конфликт. Жители не хотят, чтобы этот объект появился именно на их территории.
Нижний Новгород