Сегодня в Челябинске будет подписано предложенное Общественной палатой региона соглашение «За честные выборы». Эта инициатива поддержана далеко не всеми региональными отделениями партий. Оппозиция считает данную процедуру откровенным фарсом и участвовать в подписании отказывается. Политологи убеждены, что само соглашение уже давно никого ни к чему не обязывает. Однако сам факт отказа от подписания документа называют хорошим поводом для пиара.
Одной из первых о своем нежелании участвовать в Соглашении заявила региональная ячейка ЛДПР. «Я считаю фарсом саму возможность достижения договоренностей с единороссами по поводу честных выборов, – заявил лидер фракции ЛДПР в региональном парламенте Андрей Ткаченко. – Причина заключается в том, что «Единая Россия» игнорировала все подобные договоренности, которые были подписаны ранее. Из года в год подписываются такие соглашения. Все клянутся друг перед другом в намерении честно вести предвыборную кампанию. Но партия власти все равно считает бюллетени, как ей надо».
Свои слова либерал-демократ подкрепляет цифрами, заявляя, что при условии честных выборов на Южном Урале ЛДПР набирала бы намного больше голосов, чем октябрьские 9% (выборы депутатов Законодательного собрания Челябинской области 10 октября 2010 года. – «НГ»). Ткаченко уверен: если исключить коррупционную составляющую и обеспечить проведение демократичных выборов, ЕР будет вынуждена уйти с политической сцены. Предпосылкой для честных и беспристрастных выборов, по мнению либерал-демократа, может и должно стать ужесточение уголовной ответственности за использование «черного пиара». Такой законопроект на днях внесла фракция ЛДПР в Государственную Думу.
Не намерены подписывать Соглашение и коммунисты. «Мы не будем подписывать этот документ. В предвыборной кампании мы опираемся на действующее законодательство. Сам факт появления подобного соглашения означает создание некой альтернативы закону, что, по нашему мнению, недопустимо, – заявила первый секретарь местного обкома КПРФ Светлана Поклоннова. – Второй момент заключается в том, что мы не намерены вступать в какие-либо коалиции. А подписание этого документа подразумевает некую договоренность». Светлана Поклоннова рассказала, что в адрес КПРФ часто поступают переложения о сотрудничестве по тем или иным вопросам от разных партий. Однако, как отметила Поклоннова, когда дело доходит до голосования в парламентах разных уровней, все договоренности теряют силы. Именно поэтому южноуральские коммунисты не намерены идти на подписание Соглашения.
В Челябинском региональном отделении партии «Единая Россия» уверены, что нежелание оппозиции подписывать Соглашение говорит лишь о бессилии региональных отделений этих партий. Руководитель регионального исполкома ЕР Александр Мотовилов пояснил «НГ», что документ этот, скорее, морально-нравственный. «Такие заявления наших оппонентов говорят лишь об одном: они не хотят брать на себя ответственность. Та же ЛДПР на любые выборы выставляет своих кандидатов только там, где проблем в округе поменьше. В территориях проблемных они даже не регистрируются в списках кандидатов. Там ведь кроме победы в голосовании еще и работать нужно, – пояснил Александр Мотовилов. – Так же и с Соглашением: подписав его, партия заявляет, что будет вести честную борьбу. Наши оппоненты, видимо, не могут себе этого позволить». При этом Мотовилов напомнил, что на каждом избирательном участке в день выборов работают наблюдатели от всех партий, которые вполне могут контролировать и ход голосования, и процедуру подсчета бюллетеней.
Подписание документа не так важно, как сам факт заявить об участии или отказе от него - уверен политолог Сергей Зырянов. «В Челябинской области отказы от подписания этого Соглашения звучат уже не в первый раз. На Южном Урале для партий заявление об отказе подписать документ стал своего рода частью пиар-кампании. С одной стороны, это попытка региональных отделений выделиться из общей массы, заявив о протесте, – пояснил «НГ» эксперт. – С другой стороны, это соглашение носит характер протокола о намерениях и не ставит никого в жесткие рамки. Сам документ формально никого ни к чему не обязывает. Судя по практике, даже подписавшие его партии в ходе предвыборной кампании в той или иной степени все равно допускают нарушения». По словам политолога, нарушения носят не криминальный характер, а обусловлены, скорее, доступными для партий ресурсами и способностями их политтехнологов.