Главный военный прокурор Сергей Фридинский предложил возродить в средних школах начальную военную подготовку (НВП). «Проблемами патриотического, идеологического воспитания молодых людей нужно заниматься еще до прихода их в армию, – говорит Фридинский. – После 18 лет, когда они приходят на армейскую службу, это уже состоявшиеся, дееспособные люди, которые должны отвечать за свои поступки».
Подобные предложения не раз звучали из уст отечественных военачальников и ветеранов. Но когда на эту тему говорит главный оппонент военного ведомства, выносящий обвинительные приговоры солдатам и командирам за те или иные воинские проступки и преступления, эффект, конечно же, иной. Некоторые политики и правозащитники возмущены. «Вызывает удивление, почему прокурор об этом говорит. Или теперь у нас прокуроры занимаются образованием?» – вопрошает, к примеру, сопредседатель партии «Правое дело» Леонид Гозман.
Между тем именно Сергей Фридинский на основе криминальной армейской статистики сегодня очень точно ставит диагноз армии. Если вспомнить, комментируя аномально высокий рост преступности среди контрактников в 2007–2008 годах, он первым в России среди официальных лиц заявил о провале программы перевода армии на профессиональную основу. После этого только в прошлом году данный факт признал начальник Генштаба Вооруженных сил Николай Макаров.
Критиковал Фридинский и неоправданно резкое сокращение офицерского состава, особенно воспитателей. Данный факт, по его мнению, стал одной из причин роста дедовщины в войсках. Месяц назад Дмитрий Медведев утвердил решение Совбеза страны о том, что число офицеров в армии и на флоте увеличится на 70 тыс. человек, а численность контрактников-профессионалов составит 450 тыс. человек. На этот раз, комментируя рост преступности на межэтнической почве в войсках, главный военный прокурор, по сути, вынес приговор существующей системе воспитания будущего защитника Отечества. Правда, не факт, что из этого заявления Фридинского будут сделаны выводы.
Практически все правозащитные организации России отрицательно отнеслись к идее возрождения системы НВП. Между тем голосование, которое в минувшую субботу провела среди радиослушателей радиостанция «Русская служба новостей», показало, что идею возрождения НВП поддерживают 77% граждан.
Я тоже вхожу в это большинство. Мотивация тут проста: каждый человек хочет, чтобы его дети и внуки росли здоровыми, способными постоять за себя и за Отечество. И в этом им должно помочь именно государство. А что мы имеем сейчас? Школу, где учителя физкультуры на пальцах показывают, как делать подъем переворотом на перекладине. Государство, где практически все объекты физического воспитания и спорта стали платными.
Слово «патриотизм» становится ругательным, а молодежь боится идти в армию. При этом, по данным Минэкономразвития, из 13,62 млн. школьников только 21,4% абсолютно здоровы, 21% имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Во времена СССР эти показатели были в два раза меньше.
Создается впечатление, что у нынешнего руководства государства пока не сформировалось четкой позиции – чему учить и как воспитывать молодежь. Между тем есть Закон «О воинской обязанности и военной службе», принятый еще в 1998 году, где в статьях 11–13 черным по белому прописано, что любой гражданин РФ обязан пройти подготовку к военной службе. При этом «обязательная подготовка гражданина к военной службе» среди прочих направлений включает «подготовку по основам военной службы в образовательном учреждении». Но на деле получается так, что эту обязательную подготовку к армии школьники проходят на факультативных занятиях по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ). И проводят эти занятия, как правило, учителя-женщины, которые имеют довольно смутное представление о характере военной службы, задачах обороны страны и т.п. Не случайно школьники расшифровывают ОБЖ как «охрану беременных женщин».
В распоряжении № 134-р правительства России от 3 февраля 2010 года говорится, что «введение подготовки граждан по основам военной службы в образовательных учреждениях не помогло добиться желаемых результатов. Качество подготовки граждан по основам военной службы осталось крайне низким». Правительство разработало Концепцию федеральной системы подготовки граждан РФ к военной службе на период до 2020 года. Но военная подготовка здесь также остается факультативным предметом в рамках ОБЖ. В Концепции нет ни слова о роли ветеранских организаций в формировании личности будущего защитника Отечества. Основной упор делается на развитие сети центров допризывной подготовки на основе ДОСААФ. Но почему бы не сделать школы центром допризывной подготовки молодежи? Ведь на всю страну центров ДОСААФ не настроишь, а школы есть почти в каждом населенном пункте. Почему бы не провести качественный отбор и не вернуть в школы офицеров-отставников, чтобы они преподавали данную дисциплину? Советское прошлое – это не всегда плохое прошлое.
Сейчас Минобразования разрабатывает очередной стандарт для учащихся. В качестве основных обязательных дисциплин для школьников уже отобраны физкультура и ОБЖ. А почему бы два эти предмета не объединить в один, присовокупив сюда и НВП? Какое название будет придумано этому новому предмету – дело творческое. Однако статью 9 Конституции, где говорится о том, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ», никто не отменял. А это значит, долг государства сделать так, чтобы наши граждане были способны выполнить эту свою обязанность.