Антиалкогольные инициативы российских властей способны серьезно изменить структуру потребления алкоголя в стране. Однако на количестве выпитого соотечественниками спиртного это вряд ли отразится – из-за новых депутатских инициатив жители все больше предпочитают крепкий алкоголь, причем выгодный инициаторам кампании против пьянства. Под лозунгами борьбы с алкоголизацией страны водочному лобби удалось укрепить свои позиции, причем и в среде самих водочников появились фавориты.
Российское руководство уже не один год обещает последовательно бороться против алкоголизации населения. Официально программа такова: максимально активное информирование населения о вреде алкоголя, повышение стоимости спиртного, сокращение времени его реализации, тщательный контроль за продажей горячительного. Однако на практике сделано пока немного. Главное достижение – примерно на 10% – с 89 до 98 руб. – была повышена минимальная розничная цена (МРЦ) пол-литровой бутылки водки. Новейшая инициатива Минэкономразвития – предложение, чтобы предупреждающая надпись на алкогольных напитках занимала не менее 20% этикетки и была «нанесена прописными буквами черного цвета на белом фоне, жирным, четким, легкочитаемым шрифтом максимально крупного размера». Эксперты оценивают эти инициативы скептически. Директор Центра исследований рынков алкоголя Вадим Дробиз, в частности, заявил, что «нигде в мире подобные надписи не останавливают людей в их вредных привычках»; психиатр-нарколог, член Общественной палаты Олег Зыков также считает, что «надписи ничего не изменят». Уже в мае власти обещают согласованные решения по изменениям налоговой политики в 2012–2014 годах, в том числе по ускоренному росту акцизов на алкоголь и табак, сообщал статс-секретарь, замминистра финансов РФ Сергей Шаталов.
Но кроме официальной есть и реальная жизнь, которая мало согласовывается с заявлениями чиновников, к тому же нередко вовлеченными в рынок. Одним из наиболее известных инициаторов поправок в законодательство является, например, председатель подкомитета государственного регулирования рынка подакцизных товаров Государственной Думы единоросс Виктор Звагельский. «Новая газета» сообщала, что, по данным ЕГРЮЛ, в марте 2004 года Звагельский учредил кооператив «Артель «Ять», который год спустя был преобразован в ООО «УК «Водочная артель «Ять» (сейчас это один из заметных игроков на алкогольном рынке. – «НГ»). Следовательно человек он для алкогольной отрасли не чужой, и его предложения могут быть выгодны ее игрокам. Есть и еще один участник алкогольного рынка, с которым связывают Звагельского, – ОАО «Росспиртпром», где депутат был одним из руководителей.
Несмотря на все гонения, которые государство якобы устраивает производителям алкогольной продукции, как раз подобным крупным компаниям живется вполне комфортно: серьезные операторы активно на глазах начинают вытеснять с рынка мелкие компании. Одной из важных мер в этом направлении становится введение обязательной минимальной площади, отведенной под производство или продажу алкоголя, которая устанавливается на уровне 1 тыс. квадратных метров. Причем 1 тыс. квадратов – это начальная площадь: для оборота оптовой алкогольной компании требуется примерно 5–10 тыс. квадратных метров складских помещений. О том, что число операторов алкогольного рынка нужно сокращать, устанавливая именно такие правила, говорил СМИ председатель президиума Экспертного совета по вопросам государственного регулирования производства и оборота этилового спирта алкогольной и спиртосодержащей продукции комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Леонид Вигдорович (по совместительству директор по стратегическому развитию компании «Казенка» – известного алкогольного бренда). Нужно отметить, что, по сведениям «Новой газеты», Вигдорович был председателем «Артели «Ять», а следовательно, его близость к Звагельскому заметна не только в идеологических, но и бизнес-делах. Судя по тому, что главную роль в распределении рынка играют законодатели, связанные с крупными участниками рынка, – это не экономически обоснованная тенденция, а политически организованный процесс.
Сейчас антиалкогольная кампания свелась к вытеснению мелких компаний и борьбе крупных лоббистских группировок за рынок. По позициям некоторых водочников, казалось бы, тоже был нанесен удар, о котором традиционно заявляется как о серьезной уступке обществу – повышение МРЦ на 10%. Однако статистика свидетельствует, что никакого влияния на потребление алкоголя 10-процентное повышение не оказало. По данным портала Алконьюс, в январе-феврале с.г. продажи водки выросли на 0,9%, продажи ликеро-водочных изделий – на 12%. Более того, РБК daily сообщал, что этой весной водка может даже подешеветь. Журналисты издания связывают это с тем, что «поставщики алкоголя стали предлагать скидки на продукцию до 20%, объясняя это желанием избавиться от излишков перед прохождением процедуры перелицензирования. В этом году ее придется пройти большинству производителей и оптовых продавцов спиртного. Что делать с продукцией на складе, если в лицензии будет отказано, никто до сих пор не знает». В этих условиях в выигрыше оказываются снова крупные операторы, успевшие обеспечить себе лоббистскую поддержку в Думе.
Эксперты отмечают, что укрупнение среди игроков алкогольного рынка неизбежно, однако очевидно, что идти оно должно, как во всем цивилизованном мире – в рамках конкурентной борьбы, а не при помощи плохо замаскированного использования административного ресурса.