Из республик Северного Кавказа продолжают поступать тревожные сводки о стычках участников незаконных вооруженных формирований с федеральными силами. При этом в ряде районов Дагестана, Ингушетии и Кабардино-Балкарии перманентно действует режим контртеррористической операции (КТО). Хотя, судя по поступающей информации, он мало способствует поддержанию стабильности, особенно в горных районах.
Глава ФСБ Александр Бортников сообщил на днях, что с начала года на Северном Кавказе уничтожено 87 боевиков, более 180 задержаны. Но бандформирования постоянно пополняются. И в основном молодежью, причем не только местной. К примеру, 11 апреля с.г. в ходе спецоперации в Ингушетии был уничтожен Руслан Бикаев, уроженец поселка Вельяминово Домодевского района Московской области, при котором обнаружено водительское удостоверение и зачетная книжка студента лечебного факультета Московской медицинской академии имени Сеченова.
За три дня до этого в Кизляре подорвал себя уроженец Цунтинского района Дагестана Абдулкадыр Алиев, 1981 года рождения. На теле погибшего был обнаружен пояс с двумя 200-граммовыми тротиловыми шашками, граната РГД-5 с запалом, автомат Калашникова, два автоматных рожка с патронами. По версии следствия, смертоносный груз молодого смертника предназначался для местных полицейских, но по счастливой случайности боевик не донес его до местного ОВД.
На этой неделе в Цунтинском и Цумадинском районах Дагестана, где с 11 апреля введен режим КТО, уже погибли семь сотрудников правоохранительных органов, а еще восемь были ранены. Спецоперация также проходит в высокогорном Веденском районе Чечни. В ней участвуют сотрудники МВД Чечни и Военнослужащие спецподразделения внутренних войск МВД России «Юг». Режим КТО действует и в окрестностях села Мужичи Сунженского района Ингушетии, где и был, кстати, убит московский студент. По официальной версии, силовые подразделения ищут группу боевиков, в составе которой он действовал. Продолжаются спецоперации и в Кабардино-Балкарии. Здесь на территории Эльбрусского, Баксанского, Чегемского и Черекского районов республики также действует режим контртеррористической операции, который был введен еще 20 февраля 2011 года. Сообщается о задержании боевиков и обнаружении схронов с оружием. В КБР, как и в Дагестане, дополнительно действует до 12 батальонов Внутренних войск, которые прочесывают местность и несут патрульную службу. Однако это лишь отчасти стабилизирует ситуацию. При этом определенное недовольство проявляют мирные жители, которые страдают от режима КТО.
По официальным сообщениям из КБР, в Эльбрусском районе республики простаивают объекты туризма. Это более 30 частных гостиниц, а также ведомственные базы отдыха и пансионаты горнолыжного курорта. Убытки предпринимателей уже исчисляются сотнями миллионов рублей. Еще в конце февраля жители поселков Терскол, Тегенекли, Байдаевка, Эльбрус и Нейтрино Эльбрусского района Кабардино-Балкарии направили на имя президента Дмитрия Медведева коллективное обращение, в котором просили его отменить запрет на въезд туристов в Приэльбрусье. Заместитель главы администрации поселка Эльбрус Сакинат Залиханова сетует на то, что только за два зимних месяца 2011 года убытки района составили более 600 млн. руб.