Следственный комитет РФ по Челябинской области заявил о недопустимости публичной критики со стороны регионального уполномоченного по правам человека Алексея Севастьянова. Омбудсмен ранее сообщил о подделке следователями улик по громкому уголовному делу об убийстве директора Челябинского ФОМС Валерия Некрасова.
Следственное управление СКР на Южном Урале в официальном заявлении сообщает, что обеспокоено публичными выступлениями уполномоченного по правам человека Алексея Севастьянова. Правозащитник накануне раскритиковал ход расследования убийства директора Челябинского ФОМС Валерия Некрасова (он был застрелен 22 ноября 2009 года, по обвинению в совершении преступления три человека были осуждены на сроки от 15 до 19 лет). Как заявил Севастьянов, в аппарат уполномоченного обратился Сергей Горин – адвокат одного из обвиняемых по этому делу. По информации адвоката, следствие проведено с грубыми нарушениями. В частности, юристом были представлены результаты экспертизы, свидетельствующие, что в протоколе допроса одного из ключевых свидетелей по делу была подделана его подпись – документ подписан через перевод на стекле.
«Протокол допроса этого свидетеля – очень важный документ. Кроме следственных органов, его никто подделать не мог. Почему в судебном процессе не была сделана экспертиза и вынесено частное определение по этому документу – большой вопрос», – заявил Алексей Севастьянов. Омбудсмен считает, что приведенных доказательств достаточно для заявления о том, что следствие прошло с нарушением действующего законодательства и соответственно некачественно. «Выносить при таких обстоятельствах приговор как минимум спорно», – считает Севастьянов, который взял обращение адвоката на личный контроль.
Сотрудники Следственного комитета в заявлении омбудсмена усмотрели его личную заинтересованность. Как сообщили «НГ» в ведомстве, выводы Севастьянова основываются только на основании обращения адвоката, являющегося представителем Анатолия Громова, который судом присяжных был признан виновным в организации убийства. Исследование, на которое ссылается омбудсмен, было проведено экспертом по фотокопиям материалов дела. «Следственной и судебной практике хорошо известно, как появляются на свет подобные заключения, имеющие под собой финансовую основу», – утверждают в пресс-службе Следственного комитета. В ведомстве отмечают также, что свидетель на суде перед коллегией присяжных заседателей дал те же показания, что и на предварительном допросе. Аналогичные показания им были даны и в ходе очной ставки с Громовым, протокол которой не вызывает сомнений ни у представителей защиты, ни у Севастьянова.
По версии Следственного комитета, высказывания омбудсмена либо говорят о его неосведомленности в деле, либо «носят заведомо клеветнический характер» и «могут рассматриваться как вмешательство в осуществление правосудия». Уголовное дело по факту убийства главы регионального ФОМС в связи с поступившими жалобами адвокатов, а также кассационным представлением прокуратуры Челябинской области сейчас готовится для направления в Верховный суд РФ.
Челябинский правозащитник Алексей Суздалов пояснил «НГ», что до рассмотрения дела в Верховном суде РФ комментировать обстоятельства дела Севастьянов не имел права. «В споре Севастьянова и Следственного комитета я на стороне следователей. Омбудсмен не должен был публично обвинять сотрудников ведомства фактически в уголовном преступлении, – заявил «НГ» эксперт. – На той стадии, в которой сейчас находится процесс по убийцам Некрасова, в деле могут участвовать только, например, адвокаты обвиняемых, но никак не уполномоченный по правам человека. Могу предположить, что адвокаты используют омбудсмена для давления на суд».
Челябинск