Оппозиция Приморья проиграла борьбу за молодежный совет при Законодательном собрании края. Из девятнадцати членов молодежного парламента более половины придерживаются идеологии партии власти. КПРФ намерена любой ценой получить в совете хотя бы два пока еще вакантных места. Но и представители ЕР недовольны количеством попавших в совет сторонников.
Новый состав молодежного совета депутаты утвердили на последнем заседании Заксобрания. Из 69 претендентов, представлявших молодежные объединения, общественные и студенческие организации, профессиональные союзы и региональные отделения партий, финалистов отбирала комиссия из трех депутатов. В итоге, из 15 человек, две трети молодежного совета – представители студенчества, только шесть работающих юношей, по одному представителю от Федерации профсоюзов Приморья и краевого студотряда. В совет прошли члены «Молодой гвардии «Единой России», официальные партийцы от ЕР и одна представительница движения «Наши». Не попали представители краевого КВН (их подвела «Почта России», потерявшая документы кандидатов), Ассоциации молодых юристов России, два кандидата от регионального отделения СР и др. «Надеюсь, наши время, силы и нервы не были потрачены даром», – напутствовал молодежь спикер парламента Виктор Горчаков, дав понять, что собирали совет тяжело.
Претензии к отборщикам есть у оппозиции: член ЦК комсомола России, депутат Думы Владивостока Анатолий Долгачев и первый секретарь Владивостокского горкома комсомола Максим Шинкаренко были отвергнуты. Одному предложили работать в Гордуме, «не отвлекаясь на краевой молодежный парламент», к другому появились вопросы у правоохранительных органов. «Складывается впечатление, что принадлежность к партии ЕР была пропуском в молодежный парламент, – возмущен руководитель фракции КПРФ в Заксобрании Владимир Беспалов. – У меня был разговор с председателем комиссии Владимиром Масловским, который намекнул на оказываемое на него давление при формировании команды молодых парламентариев». По мнению собеседника «НГ», под выборы совета создавались микроорганизации для того, чтобы провести в него нужных людей. «Показателен опыт прошлого совета, который так и не начал работать из-за аморфности его членов, собранных по принципу знакомства и кумовства», – резюмировал коммунист.
«Упрек КПРФ несправедлив, мы не руководствовались политической принадлежностью кандидатов и не рассматриваем молодежный совет как политический клуб – это консультативный орган для реализации молодежных инициатив в законодательных актах края, – сказал «НГ» вице-спикер парламента Владимир Масловский. – В него вошли молодые люди – интеллектуалы, представившие интересные идеи и собственные программы в различных сферах». По его словам, в ЕР также не довольны отобранным составом из-за малого числа их сторонников.
Задумывался совет в 2004 году для того, чтобы стимулировать краевую администрацию для работы в области молодежной политики. Все это время шла политическая борьба между исполнительной и законодательной властями за его состав и контроль над ним. Было несколько поводов для конфликтов, которые эксперты называют скандалами «амбиция и пустоты», потому что у совета нет конкретной работы, вокруг которой можно было бы спорить. Дела совета, набранного в 2007 году, малозаметны, не раз его заседания срывались из-за отсутствия кворума. До тех пор, пока не случился скандал, связанный с празднованием Года молодежи в Приморье и заведением следственной частью Главного управления МВД России по Дальневосточному федеральному округу двух уголовных дела, в которых фигурируют чиновники управления внутренней политики крайадминистрации – основного распорядителя средств, выделяемых на молодежную политику. По версии следствия, чиновники перечислили двум фирмам 11,3 млн. руб. за непроведенные молодежные мероприятия (см. «НГ» от 18.06.10). В 2010 году начинающие парламентарии инициировали депутатские слушания о молодежной политике в крае.
По мнению собеседников «НГ», пока создание молодежного парламента напоминает игру, а разрыв между им и жизнью, еще больше, чем между ветвями власти. «Сама идея хороша, поскольку позволяет включать молодежь в политические процессы, готовить кадры, но в Приморье она не может реализоваться из-за отсутствия у молодежного парламента хорошего куратора, игнорирования молодежью заседаний парламента и отсутствия финансирования, – сказал «НГ» политолог Петр Ханас. – В итоге, молодежные организации, в том числе и парламент, лишь обеспечивают органы власти или партии поддержкой на выборах. Когда начинаются избирательные кампании, необходимы акции молодых, тогда их и используют по полной, причем, бесплатно».