Уничтожение боеприпасов неподалеку от крупных городов вызывает беспокойство жителей.
Фото PhotoXPress.ru
Министерству обороны России грозят судебные иски после того, как челябинский омбудсмен добился признания военными нарушений при утилизации боеприпасов. Накануне военная прокуратура Центрального военного округа (ЦВО) подтвердила, что единоразовые закладки подрываемых боеприпасов на южноуральском полигоне «Чебаркуль» превышали установленные нормы. Жители Челябинской области и руководство муниципалитетов, пострадавшие от землетрясений, могут потребовать от Минобороны возмещения нанесенного ущерба.
Жители Челябинской области и главы муниципалитетов в конце 2010 года регулярно жаловались на сильные колебания земли, в результате которых в домах появлялись трещины, лопались стекла и отлетала штукатурка. Как сообщала «НГ» (см. номер от 17.11.10), южноуральские власти связывали подземные толчки со взрывами на Чебаркульском полигоне (255-й общевойсковой полигон, расположенный примерно в 50 км от областного центра), где проводилась утилизация боеприпасов. Чиновники военного ведомства, в частности заместитель министра Дмитрий Булгаков, в свою очередь, утверждали, что на «Чебаркуле» единовременно уничтожается не более 120 кг боеприпасов, а потому проводимые взрывы не вызывают колебания земли в областном центре.
Однако накануне уполномоченному по правам человека в Челябинской области Алексею Севастьянову пришло письмо из военной прокуратуры ЦВО, в котором сообщается, что объем зарядов при утилизации был завышен. Ответ заместителя военного прокурора военной прокуратуры ЦВО Игоря Тихонова должен поставить точку в споре о причине землетрясений. «С сентября 2010 года установленная командующим войсками округа норма единовременной закладки боеприпасов для их подрыва составляла 120 кг, – сообщает Тихонов. – Однако в Челябинской области с сентября 2010 года эта норма была увеличена в четыре раза и составила не менее 500 кг боеприпасов в тротиловом эквиваленте». Военная прокуратура констатирует, что это фактически в четыре раза увеличило «уровень одномоментного воздействия негативных факторов взрыва на объекты окружающей инфраструктуры» и вызвало жалобы жителей.
Омбудсмен считает, что письмо даст шанс южноуральцам получить компенсации от военного ведомства. «Люди, чьи дома пострадали от землетрясений, и администрации районов, где были зафиксированы подземные толчки, готовят обращения в суд по поводу возмещения ущерба. У кого-то стекла оконные разбились, стена треснула или еще какие-то повреждения. Все это придется возместить виновникам землетрясений», – пояснил «НГ» Алексей Севастьянов.
В марте с.г. на полигоне проведут дополнительную прокурорскую проверку, по итогам которой будут решать – есть ли основания для направления в суд искового заявления о приостановлении утилизации боеприпасов.
В правительстве Челябинской области заявили, что пока не знают, будут ли обращаться в суд за возмещением ущерба, хотя ранее не исключали возможности тяжбы с Минобороны. Для того чтобы выяснить причину землетрясений, областные и муниципальные власти за свои деньги нанимали сейсмологов, что обошлось в 400 тыс. руб. «Иск в суд будет подан, если выяснится, что к регистрируемым подземным толчкам, которые доставляют большое беспокойство населению Южного Урала, все-таки причастны военные», – заявлял первый вице-губернатор Челябинской области Олег Грачев. Губернатор Михаил Юревич, который также настаивал, что причиной подземных толчков являются взрывы на полигоне, заявлял: «Переговорю с уполномоченным по правам человека: надо фиксировать и обобщать данные об ущербе и подавать в суд». В правительстве области отмечают, что будут пока добиваться снижения объема единоразовых закладок при утилизации боеприпасов.
Челябинск