Очередной, шестой съезд российской Торгово-промышленной палаты наверняка назовут историческим. Интрига форума известна: главным пунктом повестки дня станут масштабные кадровые перестановки в руководстве палаты. Представители экспертного сообщества отмечают еще одну, не менее важную задачу съезда. А именно, делегатам съезда предстоит наметить пути преодоления внутреннего раскола ТПП, вернув организации утраченные позиции в экономической системе страны.
Смена элит, о которой накануне съезда так много говорят в кулуарах Торгово-промышленной палаты, – событие ожидаемое. Судя по многочисленным признакам, ситуацией, сложившейся в палате за последние несколько лет, недовольны на самом верху. Палата совершенно не востребована предпринимательским сообществом. Зато у власти к ней накопились серьезные претензии. Причем эта опала не имеет ничего общего с текущей политической конъюнктурой.
Скорее здесь более уместно говорить о глубоком разочаровании. Изначально предполагалось, что ТПП, как и было указано в специально принятом законе, будет представлять и защищать интересы российских экономических субъектов, обеспечивать взаимодействие государства и бизнеса, содействовать формированию современной промышленной, финансовой и торговой инфраструктуры, способствовать урегулированию отношений предпринимателей с их социальными партнерами, налаживать торгово-экономические и научно-технические связи отечественных предпринимателей с иностранными партнерами. Но самое главное – в модернизационных планах президента и правительства Торгово-промышленной палате отводилась важнейшая роль мощного проводника инвестиций. На деле оказалось, что в своем нынешнем виде палата без проблем справляется только с представительскими, выставочно-ярмарочными функциями. Более того, в структуре ТПП инвестиционный департамент как таковой отсутствует. Зато там наличествуют многочисленные коммерческие предприятия с весьма туманными финансовыми потоками.
Отчасти в нынешнем перекосе виновата история. Существуют две основные организационные формы торгово-промышленных палат: континентальная и англосаксонская. Первая предполагает обязательное членство предприятий и вертикально интегрированную структуру ТПП. Вторая строится на основе добровольного членства, а также независимости территориальных палат. Российская Торгово-промышленная палата, выстроенная на обломках ТПП СССР, взяла за основу принцип добровольности. Выгоды от либеральной британской модели сотрудничества региональных торгово-промышленных палат представлялись очевидными. Минусы добровольного объединения проявились не сразу. Аморфная структура ассоциации в российских условиях оказалась, мягко говоря, неэффективной. К тому же отсутствие четкой властной вертикали с единой системой взаимных отчетов и строгим контролем давало большой простор для злоупотреблений.
Речь прежде всего шла об управлении многочисленными активами ТПП. Финансовую базу Торгово-промышленной палаты формировали на правительственном уровне. Прежде всего ТПП РФ получило возможность приватизировать активы Торгово-промышленной палаты СССР, включая всесоюзное объединение «Совинцентр», «Экспоцентр», «Союзпатент», «Союзэкспертиза», «Внешторгреклама», «Внешэкономсервис», «Союзрегион», собственный производственный комбинат и автобазу. Сегодня капитализация этих предприятий составляет, по оценкам экспертов, более миллиарда долларов. Правда, распоряжается богатым советским наследством единолично центральная ТПП. Региональные палаты в соответствии с положением о добровольном объединении формируют свой бюджет самостоятельно, выплачивая московским начальникам 10% собранных членских взносов. Обратная финансовая связь как таковая отсутствует: центральная ТПП воздерживается от материальной помощи региональным палатам и в своих доходах перед ними не отчитывается. В свою очередь, зарабатывая миллионы на выдаче разного рода сертификатов, региональные палаты практически не имеют стимулов к развитию. Нишу посредников между бизнесом и промышленностью постепенно, в течение последних лет, занимают сторонние общественные структуры. Упадок ТПП легко выразить в цифрах. Так, за десять последних лет членами палаты стали всего 18 тыс. коммерческих предприятий. При этом в России насчитывается более двух миллионов организаций малого и среднего бизнеса.
Жизнь рантье имеет свои преимущества. Отчасти сложившаяся система сопротивляется переменам в силу своеобразного кадрового состава. Как отмечает бывший директор Валютно-финансового департамента ТПП Валерий Бородин, нынешнее руководство палаты больше всего напоминает Политбюро ЦК КПСС времен позднего брежневского застоя. Большинство здесь представлено отставными партийно-хозяйственными работниками, давно отпраздновавшими свой семидесятилетний юбилей. Но реальные рычаги управления ТПП находятся в руках тех, кто контролирует финансовые потоки палаты. Прежде всего речь идет, по словам Бородина, о вице-президенте Торгово-промышленной палаты Сергее Катырине. Возглавив ряд ключевых комиссий ТПП, а также занимая пост председателя совета директоров ЗАО «Экспоцентр» и АНО «Союзэкспертиза», этот человек считается «серым кардиналом» палаты. Более того, по мнению некоторых представителей палаты, именно Катырин сегодня определяет текущую политику и долгосрочные планы ТПП. С его именем связаны и громкие скандалы, серьезно подорвавшие репутацию Торгово-промышленной палаты.
Как заявил в интервью «Комсомольской правде» (см. номер от 18.02.11) один из бывших руководителей палаты Валерий Бородин, именно Катырин выступил против начатого им расследования растраты трехсот миллионов рублей, переплаченных сверх рыночной цены при покупке пяти выставок у одной частной семейной фирмы. Отстаивая свою гражданскую позицию, Валерий Бородин обратился с открытым посланием к членам правления ТПП и президенту РФ. А затем опубликовал в бюллетене Ленинградской областной Торгово-промышленной палаты статью «На острие проблем», сделав подробный анализ причин нынешнего размаха коррупции в палате. Ответом на критику стали два иска, направленных руководством ТПП в Арбитражный суд. Решение арбитража многие сочли предсказуемым: разобрав изложенные в статье и обращениях факты, суд отказал Торгово-промышленной палате Российской Федерации в иске к Валерию Бородину о защите деловой репутации.
Как отмечают источники в палате, именно репутационные издержки в свое время помешали Катырину заручиться поддержкой среди высшего руководства страны. Тем не менее, по словам Валерия Бородина, спешная подготовка съезда свидетельствует о планах нынешней команды любыми средствами обеспечить преемственность власти. Но говорить о предопределенности итогов съезда еще рано. Свое слово на форуме могут сказать сильные региональные палаты, которых не устраивает деградация ТПП и рост влиятельности таких организаций, как Союз промышленников и предпринимателей и «ОПОРА России». А главную роль в судьбе Торгово-промышленной палаты должна сыграть позиция Кремля и Белого дома. Страна, вставшая на путь модернизации, остро нуждается в инструменте, способном объединить интересы бизнеса, производства и науки, обеспечив инновационные проекты необходимыми инвестициями. А потому, готовя экономический прорыв, может пожертвовать одной из чиновничьих синекур.