Николай Цуканов и Игорь Левитин перерезали ленточку на открытии автодороги.
Фото с сайта www.kaliningrad.ru
Глава Минтранса РФ Игорь Левитин вчера знакомился с обстановкой в Калининградской области, которая стала главным фронтом спора между Польшей и Россией по поводу количества разрешений для проезда грузового автотранспорта. Так как российско-польская граница сегодня закрыта для грузового транспорта, министр осмотрел здесь свободный погранпереход. И хотя в связи с конфликтом между Польшей и Россией по поводу количества разрешений на пересечение границ фурами страдают не только польские, но и калининградские автоперевозчики, вынужденные по нескольку суток ждать проезда на российско-литовской границе, последние поддержали позицию министра.
Изучение ситуации в Калининградской области Игорь Левитин начал, посетив недавно введенный в эксплуатацию погранпереход Мамоново-2–Гжехотки на российско-польской границе. Новенький погранпереход, в строительство которого вложено почти полмиллиарда рублей, встретил московского гостя практически полным отсутствием грузопотока. Уже третью неделю основной объем импорта перенаправлен с южных рубежей Калининградской области на северные и восточные, что вызвало громадные пробки на границе с Литвой. Как уже сообщала «НГ» (см. номер от 02.02.11), востребованность маршрута через литовскую границу связана с тем, что Минтрансу уже полгода не удается договориться с поляками по поводу количества разрешений для автопоездов на 2011 год. Польская сторона стремится сохранить и преумножить большое количество разрешений для своих автопоездов, Россия пытается добиться того же для своих автоперевозчиков. Следствием многомесячного спора стали огромные очереди на российско-литовской границе с 15 января и рост цен в калининградских магазинах.
Хотя ранее представители Еврокомиссии заявили, что не будут вмешиваться в спор РФ и Польши о выдаче разрешений на осуществление международных перевозок, накануне на Москву начали оказывать дипломатическое давление соседи. Министр иностранных дел Эстонии Урмас Паэт, в частности, заявил, что Россия должна принять меры для ликвидации очередей на границах со странами ЕС.
Однако калининградцы ожидаемо поддержали позицию Минтранса на переговорах с Польшей. Отечественные автоперевозчики заинтересованы в том, чтобы количество разрешений польской стороне было небольшим, поскольку пока калининградские автопоезда не выдерживают конкуренции с польскими. Те используют более современные машины, что позволяет им предлагать более низкие тарифы для перевозки грузов по калининградскому маршруту, даже несмотря на то, что бензин на польских АЗС стоит гораздо дороже, чем в Янтарном крае. Нужно отметить, что именно по причине изношенности грузового автопарка в российской Прибалтике не востребованы разрешения для автопоездов Евро-5. Региональный грузовой автотранспорт в подавляющем большинстве состоит из машин, соответствующих стандарту Евро-3. Однако нынешняя протекционистская позиция Минтранса дает шанс местным фирмам отложить неизбежную и дорогостоящую модернизацию автопарка на неопределенное время.
Игорь Левитин провел встречу с губернатором Калининградской области Николаем Цукановым, по итогам которой вчера было подписано соглашение о сотрудничестве между регионом и Минтрансом. Кроме того, решено включить представителей министерства в состав рабочей группы, занятой поиском выхода из калининградского транспортного тупика. Ее ближайшее заседание должно состояться уже сегодня.
Глава Минтранса наконец-то открыл участок южного объезда Калининграда, который уже полтора месяца стоял готовым в ожидании какого-нибудь высокопоставленного гостя для проведения торжественной церемонии. Поначалу объект берегли для анонсированного визита премьера Владимира Путина, но теперь решили обойтись и Левитиным. Тем более что комментарии по поводу «ожидания барина» на местных сайтах с каждым днем становились все более едкими. Кроме того, министр посетил паромную переправу в Балтийске, зону строительства четвертой очереди Приморского скоростного шоссе и аэропорт «Храброво».