Водители фур ждут своей очереди на границе по несколько суток.
Фото ИТАР-ТАСС
Ситуация на российско-литовской границе обостряется – вчера погранпереход Чернышевское–Кибартай был намертво блокирован автопоездами. Пробка растянулась на пять километров, с литовской стороны пропуска ожидали 300 фур, с российской – 130. Водители вынуждены ждать своей очереди несколько суток. Литовское направление, которое предприниматели и власти пытаются использовать как альтернативу закрытому из-за конфликта с Польшей маршруту, не справляется с возросшей нагрузкой.
В заторы на границе России с Литвой вылились российско-польские противоречия по поводу количества разрешений для проезда грузового автотранспорта. 15 января с.г. истек срок действия разрешений на перевозки между Россией и Польшей («дозволы»), выданные в 2010 году.
Из-за противоречий между Минтрансом РФ и Министерством инфраструктуры Польши, не согласовавших детали договора об обмене разрешениями, перевозки между этими странами были блокированы. Грузы из России в Польшу и обратно можно перевезти только при перегрузке в Литве. После того как литовская сторона не справилась с потоком автомобилей, стало ясно, что Калининградская область является не мощным центром международных перевозок, а транспортным тупиком.
Попытки использовать для разгрузки погранперехода паром в Германию и железную дорогу не вызвали большого энтузиазма у логистов. Эффективность использования именно польского маршрута и ставка на автотранспорт подтверждается многолетней практикой. Кроме того, российская Прибалтика очень тесно связана с рынком Польши. Именно отсюда или через польскую территорию регион получает продукты питания, широкий спектр комплектующих и сырья. Огромные очереди на российско-литовской границе стали доказательством того, что выстроить альтернативные логистические связи за короткий срок нереально.
Областное правительство пытается найти решение транспортного вопроса, поскольку затор угрожает резким взрывом цен в регионе. Накануне выборов в областную Думу, запланированных на 13 марта, неожиданно появившаяся острая проблема стала серьезным вызовом для местных властей и партии власти. Погранпереход на российско-литовской границе посетил губернатор Калининградской области Николай Цуканов. На 3 февраля в областном правительстве запланировано совещание с участием представителей Северо-Западного полпредства, Федеральной антимонопольной службы, прокуратуры, руководителей торговых сетей.
Между тем конфликт с Польшей по поводу соглашения о взаимном пропуске грузового транспорта продолжает развиваться: каждая из договаривающихся сторон не желает уступать, при этом потери несут обе стороны. Российские перевозчики заявили, что с 15 января они уже понесли убытки в 15 млн. долл. Их польские коллеги оценивают свои убытки за тот же период в 30 млн. долл. Желанного компромисса в Светлогорске, где в конце января состоялись консультации между представителями альянсов автотранспортников, добиться не удалось. Обе стороны жалуются на непробиваемость собеседников. Некоторую надежду дает предложение Минтранса РФ увеличить количество «дозволов» с ранее объявленных 25 тыс. до 35 тыс. Однако польская сторона, также снизившая свои первоначальные требования, настаивает на выдаче 63 тыс. разрешений для своих фур. По мнению экспертов, стороны могут достичь соглашения в 45–50 тыс. разрешений для польских фур. Однако когда будет достигнут компромисс, неизвестно.