Сразу после новогодних каникул в челябинских маршрутных такси выросла стоимость проезда. Обычное на первый взгляд явление вызвало неожиданный резонанс. Антимонопольная служба в регионе начала проверку на предмет сговора перевозчиков, а в местных СМИ стала появляться информация о причастности городских властей к повышению цен на проезд. Чиновники успокаивают, заявляя, что у них давно разработаны свои методы воздействия на рынок автоперевозок в южноуральской столице.
Со вчерашнего дня во многих маршрутных такси Челябинска пассажиров неприятно удивило требование водителя платить за проезд больше, чем до нового года. В среднем по городу проезд в маршрутке подорожал с 10–12 руб. до 15–20 руб. Владельцы автопредприятий объяснят такое удорожание повышением цен на топливо. Такой резкий скачок цен сразу заинтересовал региональное Управление антимонопольной службы. По словам руководителя УФАС по Челябинской области Анны Козловой, сейчас антимонопольщики готовят запрос в администрацию Челябинска о положении дел в отрасли. По данным ведомства, повышение цен может быть обоснованным, однако единовременный характер роста платы за проезд у разных перевозчиков вызывает вопросы.
Другой стороной вопроса заинтересовались правозащитники. Появилась информация о том, что резкое поднятие цен инициировано городскими властями. Анонимные источники утверждают, что во время новогодних каникул в администрации Челябинска состоялось совещание, где перевозчиков настойчиво попросили повысить цены на проезд. Известный в Челябинске правозащитник Алексей Табалов согласен с мнением, что массовое повышение цен может быть выгодно именно чиновникам. «Ситуация с маршрутками показывает, что у городской власти нет вообще никакого понимания, как должна функционировать система общественного транспорта, – заявил Алексей Табалов. – Несколько лет назад городская власть своими руками почти «убила» муниципальный общественный транспорт, отдав пассажироперевозки частным компаниям, многие из которых и тогда, и сейчас контролируются городскими депутатами или чиновниками. В итоге значительная часть оплачиваемого пассажиропотока отошла к маршруткам, муниципальному транспорту же остались различные льготники. Доходы «Челябгортранса» сократились». Лучший, по мнению правозащитника, способ повысить доходы – это сократить конкуренцию, распределив маршруты только между «своими» перевозчиками, и повысить цены на проезд.
В администрации Челябинска напомнили, что у властей свои методы воздействия на рынок перевозок. В декабре 2010 года глава администрации Челябинска Сергей Давыдов утвердил отраслевую целевую программу оптимизации маршрутной сети городского пассажирского транспорта до 2013 года. Согласно этому документу, чиновники проведут анализ пассажиропотоков в областном центре, совершенствования маршрутной сети городского пассажирского транспорта, а также изучат интервалы движения и вместимость автобусов на каждом из маршрутов. «В течение трех лет городские власти планируют сократить количество автобусных маршрутов за счет рациональных схем движения на 30%, – поясняют в администрации. – Подвижной состав малой вместимости предполагается сократить до 200 единиц в 2013 году». Для сравнения в городской администрации приводят данные о том, что в 2010 году таких маршруток было 1450. В то же время количество автобусов, конструкция которых позволяет перевозить пассажиров стоя, в подвижном составе частных перевозчиков вырастет на 56%.
Что же до самих пассажиров, то они даже при повышении цены проезда не собираются пересаживаться в муниципальные трамваи и троллейбусы. «Маршрутка едет гораздо быстрее и останавливается там, где попросишь, – заявила «НГ» жительница Челябинска Татьяна Прокофьева. – И потом, зимой в той же «Газели» гораздо теплее, чем в трамвае или троллейбусе». Не останавливает горожан и тот факт, что ежедневные расходы на дорогу до работы и обратно значительно возрастут в связи с повышением цен.
Челябинск