Очередной удар по кошельку красноярцев оказался средней силы: коммунальные услуги в регионе с 1 января выросли на 13%, уголь и дрова подорожают на 15%, а цена на сжиженный газ увеличилась на 11,1%. По сравнению с предыдущими годами, когда одномоментный рост тарифов часто зашкаливал за 20%, цифры в январских квитанциях этого года кажутся не столь грустными. Однако надо учитывать, что впервые за последнее время из-за многомиллиардного дефицита бюджетники Красноярья остались без повышения зарплаты, что дало повод коммунистам для резких политических заявлений в адрес власти.
К постоянному повышению цен на коммунальные услуги в крае уже давно привыкли. По данным Красноярсктата, за последние три года тарифы ЖКХ выросли в полтора раза. Власть привычно обосновывает повышение тарифов необходимостью модернизации ветхого коммунального хозяйства и ростом цен на электроэнергию.
«Вопрос модернизации жилищно-коммунального комплекса особо актуален с точки зрения обеспечения безопасности и качества жизни населения региона. Особенно эту значимость мы увидели связи с аварией, произошедший в Эвенкии (см. «НГ» от 13.12.10). Мы живем в Сибири, и стоит ударить морозам, как «коммуналка» становится буквально вопросом жизни и смерти. Природа – наш главный контролёр и проверяющий, а с ней не поспоришь и не пожалуешься на нехватку ресурсов, – подчеркивает губернатор Лев Кузнецов. – Пока многим выгодно иметь старое оборудование, собирать деньги с населения и при этом ничего не вкладывать сюда. Инвестору должны быть понятны перспективы развития ЖКХ на конкретной территории».
Но в этом году неизбежное «тарифное зло» оказалось отягощено еще и 18-миллиардным дефицитом краевого бюджета, который не позволил повысить с 1 января зарплату бюджетникам региона. Для оппозиции это обстоятельство стало удобным поводом сказать очередное «фи» власти.
«Нужно все-таки нашему государству иметь какую-то вменяемую логику, – возмущается депутат Законодательного собрания коммунист Валерий Сергиенко. – Если правительство страны и в части своей компетенции правительство края санкционируют рост всевозможных тарифов на энергосбережение, на услуги ЖКХ, то как можно в этих условиях не индексировать зарплату и одновременно вкладывать сумасшедшие средства в Сочинскую Олимпиаду, в чемпионат мира по футболу в России или даже в такую мелочь, как различные красноярские «Новоленды»? ( «Новоленд» – программа строительства малоэтажного жилья в крае. - «НГ»).
Впрочем, вряд ли глухое недовольство населения и шпильки оппозиции послужат причиной для пересмотра тарифной политики. Единственной ложкой меда в этой бочке дегтя стала информация о том, что Федеральная служба по тарифам установила для Красноярского края самый минимальный в 2011 году в России предельный уровень тарифа на электроэнергию, поставляемой населению, который составил 1,52 руб. за киловатт-час. Для сравнения: в Москве этот показатель составляет 3,80 руб. за киловатт–час.