Петербургские власти всерьез занялись вопросом поиска нового места для строительства комплекса «Охта центра». Правительство города попросило экспертов по градостроительству предоставить свои варианты размещения 400-метрового небоскреба. Впервые за последние пять лет питерские чиновники открыто заявили, что центр города, возможно, не лучшее место для реализации амбициозного проекта «Газпрома».
О подборе альтернативного места строительства скандального небоскреба заявил вчера вице-губернатор Петербурга Игорь Метельский. «Мы попросили градостроителей предоставить варианты под будущее здание. До конца года, думаю, выйдем в активную стадию рассмотрения заявок. Могу сказать, что сейчас уже есть два варианта, которые мы рассматриваем», – сообщил чиновник.
Он не стал уточнять, какие именно варианты поступили в Смольный, но пояснил, что принципиальное решение относительно возможности строительства в запланированном изначально месте – в устье реки Охта – должно быть принято в ближайшее время.
В ходе общественных дискуссий, не утихавших с момента презентации проекта «Охта центр» пять лет назад, предметом большинства споров было именно местоположение будущего небоскреба. На волне народного недовольства, подпитываемого периодическими выступлениями лидеров общественного мнения относительно недопустимости строительства 400-метровой башни в центре Петербурга, выросло целое поколение молодых оппозиционных политиков. Некоторые их них даже получили пригласительные билеты во власть. Градостроительная политика в целом стала коньком противников губернатора Валентины Матвиенко, а согласие на строительство «Охта центра» было названо ее главной градостроительной ошибкой.
Помимо критики в адрес губернатора градозащитники за прошедшие годы предложили несколько десятков альтернативных площадок для строительства комплекса. Как минимум два предложения уже находятся на рассмотрении в Смольном. В одном из них, судя по всему, предлагается построить небоскреб выше по течению Невы, в нескольких километрах от кольцевой дороги. Это предложение было выдвинуто еще на этапе разработки проекта известным петербургским архитектором Борисом Николащенко. На градостроительном совете он сказал, что небоскреб отлично бы смотрелся на живописном мысе в месте крутого изгиба реки. В этом месте все хорошо, кроме названия: мыс называется Кривое Колено. А так как текущее название проекта «Газпрома» привязано к географическому положению, получается, что небоскреб должен будет именоваться «Кривое Колено центр» или просто «Колено центр».
Впрочем, выдвигалось и множество других вариантов, причем свои предложения не ленились выдвигать даже первые лица государства. Так, спикер Госдумы Борис Грызлов говорил, что небоскреб можно было бы построить на Васильевском острове, а председатель Совета Федерации Сергей Миронов предлагал перенести стройку в один из спальных районов города. Даже президент Дмитрий Медведев заявлял, что сам бы мог назвать десяток мест, где строительство не вызвало бы такого общественного резонанса.
До недавнего времени Валентина Матвиенко стоически держала оборону, отстаивая интересы стратегического партнера Петербурга. За годы политического давления она ни разу даже не намекнула на возможность переноса стройки. Но со временем ее сопротивление давлению общественности стало ослабевать, и, наконец, в конце прошлой недели она заявила, что «возможен вариант событий, когда мы «Газпрому» предложим еще и другие варианты, возможные для строительства такого крупного инвестиционного проекта».
Так или иначе, говорить о том, что принципиальное решение по вопросу «Охта центра» уже принято, пока рано. В заявлении Валентины Матвиенко слишком много «вариантов» и «возможностей», которые могут и не воплотиться в жизнь. В конце концов на подготовительные работы на выделенном изначально участке «Газпром» уже потратил 7,2 млрд. руб. В случае запрета строительства в устье Охты эти затраты придется как-то компенсировать.
Санкт-Петербург