Не секрет, что на сегодня российская наука сталкивается со многими проблемами, вызванными последствиями распада СССР и последующей тотальной либерализацией экономики при полном отсутствии какого-либо контроля.
В главе «Смерть нации» своей известной книги, посвященной России и стоившей ему жизни, американский журналист Пол Хлебников нарисовал картину распада науки в нашей стране. Он писал: «Десятилетия технологических достижений канули в небытие. Знаменитая российская наука развалилась на части». В постперестроечный период вырисовалась неприглядная картина состояния дел в научных учреждениях страны: нищенские зарплаты сотрудников, утечка мозгов, устаревшая научно-экспериментальная база, свертывание исследований и научных разработок. Однако, как считает директор национального исследовательского центра «Курчатовский институт», член-корреспондент РАН Михаил Ковальчук, после катастрофического состояния, в котором вот уже чуть не четверть века пребывала российская наука, кризис наконец кончился и началось научное возрождение. Правда, будущее Михаил Ковальчук связывает с перенесением центра тяжести на крупные проекты, которые требуют крупных инвестиций. Такой подход может в определенной степени решить застарелую проблему науки в нашей стране, связанную с нехваткой финансирования. Ведь рыночная экономика ставит перед учеными свои задачи, и частный капитал пока не особенно стремится вкладывать деньги в фундаментальные исследования. Но делать ставку исключительно на госбюджет, как это было в советское время, скорее всего малопродуктивно. Необходимо найти правильное сочетание академического и прикладного характера науки и научных исследований в России.
Определенный выход предлагается Госкорпорацией «Росатом». Речь идет об организационном объединении крупных ученых коллективов с промышленными компаниями. Такое сотрудничество выглядит перспективным, ведь у таких компаний есть практический опыт работы на мировых рынках, понимание его нужд и требований, а в руках ученых сконцентрированы возможности по реализации диктуемых рынком задач.
Производство и наука – в одной связке
Прошло около двух лет с того момента, когда было принято решение о включении Высокотехнологического научно-исследовательского института неорганических материалов имени академика А.А.Бочвара (ВНИИНМ) в состав Топливной компании «ТВЭЛ».
Логика объединения российского производителя топлива и ведущего отраслевого института достаточно понятна. ВНИИНМ нужны возможности и потенциал ОАО «ТВЭЛ», имеющего многолетний опыт в организации бизнеса на мировом уровне. В свою очередь, Топливная компания испытывает необходимость в дальнейшем инновационном развитии в области ядерных и общепромышленных технологий.
«Вся наша атомная отрасль построена и держится на науке, – подчеркивает президент Топливной компании «ТВЭЛ» Юрий Оленин. – В гонке за лидерство выиграет тот, кто сумеет сделать ее эффективнее. Именно поэтому наука стоит во главе угла, и ее интеграция с производством жизненно необходима». С ним солидарен заместитель директора дирекции по ядерно-энергетическому комплексу Госкорпорации «Росатом» Владислав Корогодин: «Цель прикладной науки – развитие и внедрение в производство новых технологий. Здесь крайне важна связка ученых и заказчика, который знает потребности рынка, может ставить задачи в направлении того, что ему нужно для повышения своей конкурентоспособности».
По мнению генерального директора Машиностроительного завода (г. Электросталь, входит в состав ТК «ТВЭЛ») Олега Крюкова, за последние годы отраслевая наука несколько отдалилась от решения производственных задач. «Конечно, мы развиваем технологии, но необходимы крупные прорывы, которые силами одних заводских специалистов обеспечить нельзя», – замечает он. С ним согласен генеральный директор Новосибирского завода химконцентратов Владимир Рожков: «Понятно, что ВНИИНМ – это опора предприятиям, входящим в Топливную компанию, поскольку без качественного научного обеспечения и без поддержки невозможно развивать многие процессы».
Понимают это и в самом институте. «Для развития ядерной и термоядерной энергетики необходим современный ВНИИНМ, обладающий передовой экспериментальной базой, квалифицированными молодыми кадрами», – говорит заместитель директора института по разработке твэлов для быстрых и газовых реакторов Игорь Шкабура. Его коллега, начальник лаборатории технологии сверхпроводников на основе интерметаллических и оксидных соединений Сергей Судьев добавляет, что структура института, существовавшая с советских времен, давно перестала быть эффективной при реализации современных высокотехнологичных проектов.
Слово и Дело
Но, для того чтобы реализовать имеющиеся идеи, необходимо многое сделать. Несмотря на то что ВНИИНМ во многом благодаря его отраслевой специфичности удалось избежать крутого «спуска» в 90-е, он уже не мог отвечать быстрому развитию атомной отрасли. Понимая это, ТВЭЛ взялся за кардинальное его переустройство.
Институт был включен в корпоративную программу «Новый облик», предусматривающую помимо прочего концентрацию работ на наиболее актуальных научных направлениях, привлечение высококвалифицированных специалистов, целевое финансирование проектов, активную PR-кампанию.
Для создания обоюдности процесса реформирования в структуре ТВЭЛа был создан Научно-технический центр. Именно НТЦ стал тем звеном, которое связывает научную плоскость и практическую.
Центру отводится одно из приоритетных направлений развития Топливной компании – систематизация научно-технической деятельности, определение инновационной направленности и эффективности научных разработок предприятий ТК.
Вхождение в состав Топливной компании сопровождалось активизацией работы ВНИИНМ по всем ключевым направлениям производственной деятельности ТВЭЛа. Так, институт принимает большое участие в проекте АЭС-2006. Речь идет о создании российской атомной станции с улучшенными технико-экономическими показателями. В рамках данного проекта специалисты ВНИИНМ разрабатывают топливо для реактора ВВЭР нового поколения.
Еще одним направлением работы института стала разработка конструкционных материалов для ТВС для реактора на быстрых нейтронах БН-800, который планируется запустить в 2014 году, и высокоплотного топлива для него. «В этом направлении мы за последнее время достигли хороших результатов, – говорит Игорь Шкабура. – Экспериментальная тепловыделяющая сборка с МОКС-топливом уже поставлена для энергоблока БН-800, строящегося на Белоярской АЭС. Мы готовы к внедрению разработанной нами технологии. Она является уникальной, запатентована в Евросоюзе и в Китае, содержит те элементы ноу-хау, которые обеспечивают высокое качество топлива, превышающее международные аналоги».
Заместитель директора твэльно-топливного отделения института Александр Морозов среди новых проектов отмечает разработку ядерного топлива для плавучих энергоблоков: «Сейчас на основе нашей разработки на Машиностроительном заводе завершается изготовление второго комплекта тепловыделяющих элементов для двух реакторов плавучей атомной теплоэлектростанции». Ученые института также активно занимаются созданием ядерного топлива для универсального атомного ледокола. «Это двухосадочное судно, способное работать как в открытом море, так и в мелких водах устья таких больших рек, как Енисей, Лена, – объясняет Морозов. – Главная его особенность – это значительный энергоресурс. Задача стоит трудная, много придется поработать над улучшением эксплуатационных качеств, прежде всего оболочечных материалов».
Нанотехнологии: будущее с точностью до атома
По словам заместителя директора отделения технологии пеpспективных матеpиалов Виктора Панцырного, сегодня происходит переход от тепловой энергетики к реакторам на быстрых нейтронах и перед институтом возникает совершенно новый уровень задач. Во многих областях ключевым направлением становится создание новых материалов, которые обеспечат саму возможность реализации многих проектов. «Это высокотемпературные газовые реакторы, реакторы с натриевым и свинцовым теплоносителем. И каждый из них требует создания нового материала, – сказал он. – Во многих случаях речь идет о создании материалов с использованием нанотехнологий». За примерами далеко ходить не надо. Во ВНИИНМ, например, разработана уникальная технология изготовления дисперсно-упрочненных нанооксидами (ДУО) ферритно-мартенситных сталей. Как рассказывает начальник отдела отделения по разработке твэлов для быстрых и газовых реакторов Мария Леонтьева-Смирнова, ДУО стали отличаются повышенной жаропрочностью и радиационной стойкостью, обладают высокими механическими свойствами. «Они пока являются единственным классом материалов, который способен обеспечить работу реакторов на новом перспективном виде топлива при высоких выгораниях и высоких температурах эксплуатации, – подчеркивает она. – Причем их применение не ограничивается атомной промышленностью».
В разработке находится также ряд других проектов, основанных на нанотехнологиях. Два из них уже реализуются совместно с ГК «Роснано». Первый проект – это нанопокрытия, предназначенные для восстановления и продления сроков работы оборудования, применяемого в различных отраслях: атомной, нефтегазовой, авиационной, машиностроительной и т.д. Второй проект предусматривает создание промышленного производства наноструктурных электротехнических проводов со сверхвысокой прочностью и электропроводностью. «Эти работы имеют мировой уровень значимости. Мы уже выпускаем опытные партии наноструктурных проводов, поставляя их в ведущие научные центры мира», – отмечает Виктор Панцырный.
На базе института идет создание Центра по исследованию и созданию наноструктурных материалов. Он будет включать около 200 единиц оборудования, которые позволят ускорить материаловедческие исследования по многим направлениям и работать с более высокой эффективностью.
Однако конкретные разработки, имеющие перспективы внедрения в практику и осуществляемые по заказу промышленности, еще не гарантируют реанимации российских НИИ. Требуется значительная внутренняя перестройка. В этом плане ВНИИНМ представляет собой пример правильной реорганизации работы научного института.
Позиционная борьба
Значительные изменения, направленные на возвращение им ведущих позиций в отраслевой науке, коснулись структуры ВНИИНМ, хозяйственной деятельности, кадровой и социальной политики. В частности, в этом году была изменена структура института. По словам директора ОАО «ВНИИНМ» Юрия Тузова, нынешняя структура наиболее полно отвечает главной задаче – проведению успешных научных исследований и разработок. «Например, руководители научных подразделений работают в ранге заместителей директора института, благодаря чему могут эффективно использовать административный ресурс и уделять больше времени управлению научными исследованиями», – говорит он.
Другим новшеством стало введение хозрасчетной системы. «Сегодня она нам помогает не просто установить нормальные взаимоотношения между отделениями института, но и выявить ключевые точки затрат и прибыли, – поясняет Тузов. – И исходя из этого определить вклады каждого подразделения в общий финансовый результат». Поэтому в нынешнем году в научных подразделениях средняя заработная плата выросла почти на треть – с 39 тыс. до 55 тыс. руб. Заместитель директора по управлению персоналом Дмитрий Хавронин подчеркивает этот факт, что наблюдаемый сегодня рост происходит не за счет какой-либо индексации или тарификации, а исключительно как результат работы хозрасчетной модели.
По словам старшего научного сотрудника отдела разработки циркониевых сплавов Михаила Саблина, у ученых заработная плата выросла ощутимо. Но вместе с ней и объемы работ, их значимость и ответственность исполнителей. «Сейчас идет построение новой системы, и поэтому условия работы непростые. Но тенденции положительные. Если так будет продолжаться, то институт возродится», – уверен он.
«Изменения, произошедшие в институте, я оцениваю только позитивно, – говорит заместитель директора ВНИИНМ Владимир Новиков. – Наверное, ученым сложно работать в условиях перемен, но ведь они происходят в лучшую сторону. Например, рабочие места переоснащаются новым оборудованием. А существующий сегодня в институте уровень зарплаты уже позволяет привлекать молодых специалистов. В этом году у нас пошел процесс омоложения коллектива».
Как готовят кадры
По мнению президента Топливной компании Юрия Оленина, проблема обеспечения кадрами отраслевой науки является одной из самых острых. «Сегодня реализация масштабных проектов и задач зависит от того, как мы сможем ее решить», – убежден он. – Научная среда – особенная. Уничтожить эту среду, если ее не холить и не ухаживать за ней, – легко. Возродить, наполнить свежими силами, «новой кровью» – трудно, но можно». Это наполнение уже происходит. Если на начало 2008 года средний возраст персонала института составлял 54 года, то к концу 2010 года – 49 лет.
«У нас разработан целый комплекс мероприятий по построению системы мотивации, – рассказывает Юрий Тузов. – Для молодых в институте есть и аспирантура, и диссертационный совет. Зарплата для молодых сотрудников на момент их прихода в ВНИИНМ не должна быть ниже 30 тысяч рублей, и в дальнейшем она повышается. Кроме того, мы предлагаем молодым участие в жилищной программе». Впрочем, директор института считает самым привлекательным из предложений – повышение научной квалификации путем обучения в аспирантуре и с последующей защитой диссертации. «Ведущим мотивом для большинства начинающих научных сотрудников является самоценность научно-исследовательской работы, возможность реализовать свой творческий потенциал», – добавляет Дмитрий Хавронин.
На базе ОАО «ВНИИНМ» уже создан филиал кафедры МИФИ с целью повышения качества подготовки молодых специалистов. Запланировано открытие еще одного филиала кафедры профильного вуза – МИСиС.
Таким образом, нынешний этап развития ОАО «ВНИИНМ» свидетельствует о его подъеме. И не просто подъеме – сегодня закладываются основы будущего института, который всегда был, есть и будет опорой всей отечественной атомной отрасли.