В субботу в аэропорту «Домодедово» совершил аварийную посадку самолет Ту-154 «Авиалиний Дагестана», следовавший из Москвы в Махачкалу. По официальной информации МЧС, на борту самолета находились 169 человек, включая членов экипажа. Двое погибли и 78 пострадали. Одна из вероятных причин катастрофы – ошибка экипажа. Вместе с тем мастерство летчика, посадившего самолет, вызывает у экспертов восхищение. Уже появились первые результаты расшифровки «черных ящиков».
В результате аварийной посадки самолета Ту-154 погибли двое – брат президента Дагестана Гаджимурад Магомедов и мать судьи Конституционного суда РФ Гадиса Гаджиева. Некоторые СМИ сообщали о трех погибших, но, как позже выяснилось, на борту находилось тело, которое везли для захоронения в Дагестане. Пострадали 78 человек, из них девятеро госпитализированы в больницу г. Видное, 38 – в больницу г. Домодедово, 31 – в больницы г. Москвы.
Основная версия причин катастрофы самолета Ту-154 – ошибка экипажа, сообщил Интерфаксу вчера источник в правоохранительных органах. «По заключению специалистов авиационной службы скорее всего экипаж при наборе высоты забыл включить насосы подкачки топлива, и в результате в систему попал воздух, что привело к остановке всех трех двигателей», – сказал источник. Эта версия только предварительная, и ее подтвердить или опровергнуть могут записи «черных ящиков», расшифровка которых началась ночью после происшествия. Вчера во второй половине дня появились первые результаты расшифровки, причины события еще выясняются.
Существует также версия о возможной технической неисправности, хотя специалистам ближе человеческий фактор. Следственные органы исключают версию теракта и попадание птиц в двигатели.
В субботу экипаж самолета, совершавшего рейс № 372 из Москвы в Махачкалу, через несколько минут после вылета в 14.07 по московскому времени из аэропорта «Внуково» сообщил диспетчерам об отказе двух двигателей и принял решение об аварийной посадке в «Домодедово». Во время посадки у самолета отказал последний двигатель. Кроме того, не работали генераторы и навигационная система, сообщили в Росавиации. После первичной расшифровки бортовых самописцев стало ясно, что сначала отказали первый и третий двигатели на высоте около 9 тыс. метров, потом неустойчиво начал работать второй. Работа последнего восстановилась и продолжалась до приземления.
«Мы почувствовали, что начали отказывать двигатели. Слышно, что они начали свистеть, засуетились стюардессы, и стало непонятно, куда мы летим. Чувствовалось, что пилот у нас был профессионал, он нормально приземлил самолет. Конечно, без жертв не обошлось, два человека погибли, а самолет разломился на части. Я открыл люк, люди вылезли – кто с крыла, кто еще откуда-то. Паники никакой не было во время посадки», – рассказал Newsru.com один из пассажиров.
В это время на аэродроме была непростая метеорологическая обстановка. «Высота облачности – 180 метров. Это очень низкая облачность. Поэтому экипажу не удалось заранее увидеть огни взлетно-посадочной полосы», – сообщили эксперты. «Когда самолет вышел из-под облаков, времени оставалось очень мало для посадки. Диспетчеры все время подсказывали, но экипаж произвел посадку с перелетом не в створе взлетно-посадочной полосы, приземлился на боковой полосе безопасности, а затем пересек взлетно-посадочную полосу, выкатился на левую концевую, боковую полосу безопасности и продолжил по ней движение», – сообщил журналистам глава Росавиации Александр Нерадько.
По факту происшествия возбуждено уголовное дело, об этом сообщил официальный представитель Следственного комитета РФ Владимир Маркин. Он сказал, что в ходе посадки самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы и, подскочив на неровностях почвы, переломился. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена».
«Авиалинии Дагестана» заявили о хорошем состоянии самолета.
Как объяснил корреспонденту «НГ» президент фонда развития инфраструктуры воздушного транспорта «Партнер гражданской авиации», заслуженный пилот СССР, бывший заместитель министра гражданской авиации СССР Олег Смирнов, гадать о причинах не нужно, лучше потерпеть пару дней, пока расшифруют «черные ящики». Он отметил, что летчики посадили машину вопреки всем законам физики. «Самолет имел максимальный взлетный вес – 100 тонн, и у него отказали двигатели. Его посадка возможна, только если его вес будет не более 80 тонн, а он не успел выработать топливо. У него исчезли электрика, давление в гидросистемах, отказали аэронавигационная система и радиосвязь. При плохой видимости летчик сажал самолет за счет своей интуиции и опыта. Он шел между штопором и посадкой, но он посадил машину на шасси и при этом был лишен тормозов. Если смотреть объективно, посадить самолет просто было невозможно», – сказал эксперт.