В начале ноября в режиме видеоконференц-связи со всеми регионами Дальнего Востока прошло заседание Межведомственной комиссии при полпреде президента РФ в Дальневосточном федеральном округе по пограничной политике. Произошло это вскоре после поездки президента РФ Дмитрия Медведева на Курилы. Региональные чиновники оперативно отреагировали на поданный президентом сигнал. Участники заседания отметили катастрофическое положение с состоянием объектов пунктов пропуска через границу. Из установленных в округе 65 пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации 13 не функционируют, на федеральном балансе учтено не более 20% объектов инфраструктуры. Как показывает практика, отдельные главы регионов с легкостью приторговывали приграничной землей вместе с расположенными на ней пограничными объектами.
Еще в 2008 году городские власти Благовещенска отказали компании ЗАО «Пассажирский порт «Амурассо» в передаче в собственность земельного участка площадью 18 тыс. кв. м (квартал 68А по ул. Чайковского, 1), предназначенного для обеспечения деятельности речного порта, грузопассажирской таможни и пункта пропуска через государственную границу. Отказали на том основании, что подобные земли в соответствии со статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте и не подлежат предоставлению в частную собственность.
Несмотря на отказ городских властей, бизнесмены не оставили попыток заполучить ограниченную в обороте землю в собственность. В итоге коммерсанты из «Амурассо» начали судебную тяжбу с городом. Они обратились в Арбитражный суд Амурской области с просьбой обязать мэрию Благовещенска все-таки продать ЗАО указанный земельный участок. Однако суд коммерческой структуре в удовлетворении заявленных требований отказал.
Коммерсанты это решение попытались оспорить, в результате процесс затянулся на полтора года. Точка в этом деле была поставлена год назад. 22 декабря 2009 года президиум Высшего арбитражного суда РФ постановил запретить продажу ограниченной в обороне приграничной земли компании «Амурассо». Таким было окончательное решение ВАС.
Между тем еще во время судебного процесса землю эту «Амурассо» все-таки купило. Только не через мэрию, а через областное правительство. Согласно приказу Министерства имущественных отношений Амурской области от 24 апреля 2009 года земля перешла компании «Пассажирский порт «Амурассо».
Что самое удивительное во всей этой истории – это полная тишина вокруг выполнения судебного решения. Суд состоялся, дело закрыто, решение принято... Однако оно не выполняется. Имущественные власти Амурской области проданный участок земли обратно в госсобственность не переводят. Сама коммерческая структура инициативу тоже не проявляет. Вот и получается, что по прошествии года решение суда не выполнено. Никто в его выполнении не заинтересован, всех все устраивает.
На этом фоне интересно было бы прослушать, что думает губернатор Амурской области Олег Кожемяко о пограничной политике на Дальнем Востоке. Ведь получается, что его правительство – главный оппонент полпредства – действует ровно наперекор тому, чего добивается полномочный представитель президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев. Одни государственные люди пограничные земли и имущество собирают, другие – раздают.
По итогам заседания 9 ноября комиссия при полпреде рекомендовала органам исполнительной власти субъектов Федерации и территориальным органам Росграницы «активизировать работу по приему-передаче имущественных комплексов и земельных участков частных пунктов пропуска в федеральную собственность». Интересно, подействует ли эта рекомендация на главу Амурской области Олега Кожемяко, учитывая, что решение Высшего арбитражного суда РФ подчиненные ему чиновники спокойно игнорируют уже в течение года?
Можно сколько угодно проводить видеоконференции и говорить правильные слова об укреплении границ, о реконструкции и модернизации пограничных объектов. Президент России Дмитрий Медведев может сколько угодно демонстрировать мировому сообществу свою волю в сохранении целостности российских территорий, в неотделимости Курил от России. Но на практике оказывается, что нерадивые чиновники на местах могут легко перечеркнуть усилия федеральной власти по укреплению российского государства какими-то странными приватизационными сделками и невыполнением судебных решений.