Культура аборигенов становится почти музейной редкостью.
Фото Reuters
Если раньше о жизни коренного населения знали путешественники, первооткрыватели и этнографы, то сегодня, кажется, аборигены больше всего интересны документалистам. Которые с помощью фото- и видеокамер пытаются остановить мгновение, сохранить нравы и верования исчезающих культур. Такой киноэтнологией несколько лет назад увлекся бывший дипломат и чиновник Сергей Ястржембский. Под его руководством уже готовы фильмы «Люди величиной с кулак», «Бака и банту», «Дети саванны», где рассказывается о жизни первобытных племен Камеруна и Ботсваны.
Запечатлевать людей традиционных культур Ястржембскому пришло в голову, когда он еще работал в Кремле. «Во время ежегодных поездок в Африку, которые совершались с 1998 года на охоту, на сафари, стал наблюдать племена, которые населяют ее с незапамятных времен, обращать внимание на тех людей, которые и являют собой лицо Африки, – рассказывает фотограф. – Мне показалось, что я мало видел документальных фильмов, посвященных именно людям. В основном они были посвящены животным, природе, растениям, жизни морей, океанов. А людей в них очень мало. Понял, что это может быть интересно».
Снимать кино Ястржембский начал в 2008 году, первые съемки были в Марокко. Снимали последних берберов, которые еще живут в пустыне и составляют 2% от всего населения Марокко. «Потом была Ботсвана. А на сегодняшний день таких поездок гораздо больше. Мы сняли 14 фильмов, из них 10 полностью готовы, 4 находятся в производстве», – отметил документалист. В процессе этого кинотворчества приходилось жить вместе с пигмеями. Чаще всего киношники живут в палатках недалеко от традиционного поселения. Перед экспедицией долго изучают людей, местность, нравы. «Мы только что приехали из Мали, из страны догонов. Это очень интересное племя, которое по объему своих знаний в области космогонии можно поставить на один уровень с ацтеками, майя или древними египтянами. Племя догонов считает, что они появились на Земле, десантировавшись с планеты Сириус-Б, которая является спутником Сириус-А, – рассказывает Ястржембский. – Плюс к этому знанию о своем якобы космическом происхождении догоны знамениты тем, что являются родоначальниками одной из самых древних школ африканской деревянной скульптуры. Особенности проживания догонов состоят в том, что они живут на горном плато Бандиагара и, как ласточки, строят свои гнезда в скалах. Точно так же зернохранилища догонов, их святилища, а также места захоронения их предков находятся на высоте 200–300 метров над уровнем земли, туда их (либо тела умерших, либо корзины с сорго или с кукурузой) поднимают канатами, на веревках».
Как отмечает эксперт, те пигмеи, которые еще живут традиционным образом жизни, будут ассимилированы уже через 10–15 лет, и их культура фактически исчезнет. «Очень тяжело найти сейчас людей, которые реально вырваны из контекста цивилизации. Они знают о нашем мире, они с ним соприкасаются. Но многие из них стараются уйти от активного взаимодействия с этим миром. Есть другие, которые, наоборот, активно стремятся в него войти, особенно, конечно, молодежь, те, которые ищут какие-то промежуточные формы существования, чтобы можно было и с цивилизацией контактировать, и тем не менее на какое-то время уходить в свой мир. Они очень стараются найти какую-то форму взаимодействия. Но, к сожалению, им довольно мало кто помогает в этом», – отмечает фотограф.
Что касается России, то тут пока киношники еще не успели как следует развернуться. Правда, уже сняли в Бурятии монгольскую шаманку. «Она считается одной из самых сильных шаманок Монголии, приехала по просьбе моих друзей показать свое умение, свое ремесло, – рассказывает Ястржембский. – Произвела впечатление. Садится напротив вас женщина. Через какое-то время она дает зеркальце, на это зеркальце надо подышать, потом его надо приложить к сердцу. Потом она по этому зеркальцу начинает рассказывать половину вашей жизни. Это не старушка, а молодая женщина лет 30 с небольшим».