Среди российских регионов, пострадавших от лесных пожаров летом и осенью этого года, Алтайский край занимает особое место. С одной стороны, этот регион – самая равномерно заселенная территория России, с другой – огромное пространство (168 тыс. кв. км), где населенные пункты значительно удалены друг от друга. О том, как осенью удалось остановить ураганное распространение огня в регионе, и о том, как идет восстановление сгоревшего поселка Николаевка, корреспонденту «НГ» Петру МОРДАСОВУ рассказал глава Алтайского края Александр КАРЛИН.
– Александр Богданович, как удалось потушить сложный верховой пожар, который даже специалисты назвали страшнейшим стихийным бедствием?
– Вы правы, 8 сентября, когда трансграничный верховой пожар пришел на территорию края из Казахстана, все было против нас: ураганный ветер со скоростью до 30 метров в секунду, меняющий направление с юго-западного на северо-западный, не давал возможности предугадать движение пламени и направить в нужное место большее количество техники. Кроме того, шквальные порывы ветра разделили пожары на несколько фронтов и угрожали охватить еще несколько граничащих с Михайловским районом территорий. Поэтому пришлось мобилизовать на борьбу с огнем все силы пожарно-спасательных подразделений, управления лесами Алтайского края, ГУВД, УФМС России. Мы не могли позволить себе расслабиться ни на секунду. Постановление о введении чрезвычайного положения на территории 15 районов края было подписано утром 9 сентября. В регионе была создана вся необходимая нормативно-правовая база для социальной защиты населения и восстановления их жилья.
Сейчас, полтора месяца спустя, можно говорить, что эвакуация людей была проведена очень грамотно: в первые сутки из населенных пунктов, подвергшихся наибольшему риску, были эвакуированы и размещены в безопасных местах около 3 тысяч человек. Это позволило избежать человеческих жертв. Быстрота реагирования и профессионализм всех служб помогли локализовать очаги пожаров, не допустить распространения огня, предотвратить опасные ситуации в 18 населенных пунктах края. Жителям и пожарным удалось отстоять все объекты социальной сферы: детский сад, клуб, сельсовет, объекты инфраструктуры. С огнем боролись действительно профессионалы. Система тушения пожара в Алтайском крае была впоследствии признана одной из самых эффективных в России.
И все же в селе Николаевка Михайловского района сгорело 236 жилых домов, в которых проживали 280 семей, а в селе Бастан пострадало три дома. Без крова остались почти 1300 человек. Утрачено 10 тысяч гектаров леса.
– Где были размещены люди, оставшиеся без крова?
– Мы использовали несколько схем размещения. Дети-школьники до сих пор живут в двух детских санаториях. С ними работают психологи, организован учебный процесс. Дошкольники – в специально обустроенном детском саду в соседнем селе. Вопросы расселения пожилых людей решались индивидуально: часть размещена в стационарных учреждениях социальной защиты, со всем полагающимся пансионом, многим были предоставлены путевки в санатории края, где они останутся до окончания строительства для них жилья. Те, кто не пожелал воспользоваться такой помощью, могут получить социальную поддержку по месту проживания. Они располагаются либо в клубе в самой Николаевке, либо у родственников и соседей, поскольку часть жилого фонда села сохранена, либо в соседнем населенном пункте или в райцентре. Был обеспечен индивидуальный подход к пенсионерам, инвалидам, им обеспечено персональное социальное сопровождение.
– Была ли в регионе паника во время пожара?
– Паниковать в таких ситуациях некогда, да и оснований для паники не было. Состояние напряженности и неопределенности у погорельцев из сел Николаевка и Бастан было практически сразу снято благодаря оперативной помощи из федерального Центра: в первые сутки после пожара были перечислены средства из федерального бюджета, Резервного фонда, и мы смогли развернуть масштабные работы. На следующий же день из краевого бюджета пошли первые выплаты пострадавшим – по 10 тысяч рублей на неотложные нужды. Уже спустя два часа с начала пожара мне позвонили президент Дмитрий Анатольевич Медведев, председатель правительства Владимир Владимирович Путин, утром 9 сентября в край прибыли специалисты Минрегиона России, МЧС России. Звонки шли со всей страны – от моих коллег, губернаторов регионов, от руководителей крупнейших российских компаний┘ Начался сбор средств и вещей для погорельцев. Эта колоссальная моральная и материальная поддержка позволила не упасть духом, достойно пережить беду. Люди знали, что ситуация находится под личным контролем президента России. Они не могли не почувствовать искреннее, человеческое участие в судьбе каждого погорельца, желание защитить людей от беды, как можно скорее предоставить им нормальные условия жизни. Поверьте, такое отношение со стороны первых лиц государства дорогого стоит. Конечно, николаевцы глубоко благодарны и Дмитрию Анатольевичу, и Владимиру Владимировичу за столь оперативное решение их проблем, тронуты вниманием земляков и поддержкой всех россиян.
Кроме того, в максимально сжатые сроки была создана электронная база данных, в которой отражены проблемы пострадавших семей: учтен весь объем ущерба, понесенный семьей, формы, виды и размеры материальной помощи, компенсаций, гуманитарной помощи каждому пострадавшему. В сгоревшем селе постоянно работает представитель губернатора, дежурят мои заместители, которые могут оперативно решать все возникающие проблемы.
По моему распоряжению каждая семья получила мобильные телефоны с прямыми номерами руководителей органов власти края. Номер моего мобильного телефона тоже туда записан. Баланс на телефонах постоянно пополняется, так что в случае необходимости жители Николаевки могут звонить в оперативные службы или напрямую любому руководителю местного, районного или краевого уровня.
– Как часто отвечаете на звонки от николаевцев?
– Сейчас звонят реже, ведь практически все вопросы, интересовавшие людей, сняты: обеспечены выплаты, идет восстановление документов и юридическое оформление прав на жилье, решаются сложные жизненные ситуации отдельных людей. Хочу подчеркнуть, что мы досконально изучали историю каждой семьи, поскольку жилищные вопросы редко удается решить со всеми и сразу. Иногда николаевцы обращаются просто за советом: им необходимо выговориться или знать, что в любую минуту им готовы прийти на помощь все, вплоть до губернатора.
– Когда село будет восстановлено?
– Правительство поставило перед нами задачу завершить восстановление села к 1 декабря этого года – мы же сократили срок до 25 ноября. Очень жесткие условия, но иначе нельзя, холода в Алтайском крае наступают рано. К работе в Николаевке были привлечены 1059 человек, более 90 предприятий – подрядчиков и поставщиков стройматериалов и комплектующих.
– По срокам укладываетесь?
– До последнего времени все согласованные с Министерством регионального развития графики выполнялись. Мы предполагаем, что в последней декаде октября начнем заселение людей. Потом до 1 декабря должны каждую неделю сдавать по 50 жилых домов и таким образом обеспечить соблюдение планов. Сегодня можно говорить о высокой степени готовности объектов: уже смонтированы перекрытия, установлены стеклопакеты, идет внутренняя отделка, кровельные работы. Кроме того, в Николаевке реконструируются социальные объекты. Сейчас в школе на 125 учащихся, которая пострадала не от пожара, а от ураганного ветра, установлены почти все окна, монтируется внутренняя электропроводка. В этом же здании будет размещаться и детский сад. С 10 января, то есть с третьей четверти, юные николаевцы начнут посещать родную школу. Также запланирован капитальный ремонт местной амбулатории с дневным стационаром, здания сельского совета, клуба.
– Скорость возведения нового жилья достаточно высокая, а как с его качеством?
– Жилые дома строятся из материалов, которые соответствуют сибирским климатическим условиям, – газобетона и стеновых панелей. Определено три типа размера домов: 45, 65 и 80 кв. м – в зависимости от состава семьи. В начале октября край посетил полномочный представитель президента в Сибирском федеральном округе Виктор Александрович Толоконский. Побывав на строительстве, он остался доволен темпами и качеством работ. После окончания строительства Николаевка станет самым обустроенным населенным пунктом Алтайского края. Пользуясь современной терминологией, мы сдаем село «под ключ». Причем таких домов в алтайских селах раньше не строили, да и инфраструктура здесь будет отвечать самым современным требованиям. Мужественно борясь с огнем, николаевцы ценой своей деревни защитили от стихии другие населенные пункты Алтайского края. Они заслужили право жить в образцовом месте.
– Материальная помощь на неотложные нужды для погорельцев составила 10 тысяч рублей. Новая деревня возводится за счет государства. Предусмотрены ли компенсации на приобретение имущества?
– Разумеется, в связи с утратой имущества пострадавшие от пожара люди получают по 100 тысяч рублей из федерального и 100 тыс. рублей из краевого бюджета.
– Есть ли среди погорельцев те, кто решил уехать из Николаевки?
– Да, несколько семей отдали предпочтение денежным выплатам взамен утраченного жилья. Поначалу их было больше, но, наблюдая за процессом строительства, убеждаясь в том, что дома возводятся на совесть, жители изменили свое решение.
– Значит, скоро николаевцы перестанут считать себя погорельцами?
– Во время визита на Алтай полпред Виктор Толоконский подчеркнул, что стадия восстановления села должна как можно быстрее перейти в стадию развития. Это значит, что краевая власть должна уже сегодня сконцентрировать внимание на достойном будущем Николаевки: формировать высокоэффективную производственную инфраструктуру, активно развивать животноводство, создавать условия для предпринимательства, малых форм хозяйствования. Полпред обещал поддержать наши инициативы о возможных программах государственной поддержки возрожденного села. Так что работы впереди у нас еще много.