В Москве можно найти газету и на китайском.
Фото PhotoXPress.ru
Сегодня российская журналистика пытается создать некую новую специализацию, которую можно условно назвать «межэтнической журналистикой». В том числе и для этого Минрегионом организован Всероссийский конкурс СМИ – «СМИротворец». Однако подготовка подобных специалистов имеет свои проблемы, объясняет председатель Гильдии межэтнической журналистики Маргарита Лянге. «...Кадры для этнической прессы (журналисты, которые пишут на том или другом языке) и кадры для так называемой большой, федеральной и региональной прессы. Можно найти желающих, и журфак даже готов их обучить. Вопрос в другом – они не вернутся на места. Нет механизма, чтобы они вернулись и подняли на качественно иной уровень прессу в регионах. Они остаются в пределах Садового кольца, они не возвращаются ни обратно в Нарьян-Мар, ни обратно в Салехард. Нужно придумать механизм, чтобы люди возвращались на места», – говорит Маргарита Лянге.
Некоторое время назад обсуждался проект о том, чтобы сделать спецкурс на журфаке МГУ.
Сейчас этническая пресса в основном представлена либо журналами, либо газетами и интернет-порталами, что с точки зрения экономики более оправданно по причине небольшой целевой аудитории. Однако если региональные власти готовы заинтересоваться этой темой и поддерживать ее, все получается, рассказывает замминистра регионального развития Максим Травников. «Получается и в печатных СМИ, и с телепрограммами. Про Интернет вообще не говорю – в нем развивается очень хорошо все», – отмечает эксперт. Хотя у интернет-порталов есть особенности: «Мы столкнулись с забавной вещью: открываются этнические интернет-сайты, которые смотрят только родственники и ближайшие друзья автора, поскольку по качеству они абсолютно не соответствуют современным требованиям. Ни один нормальный человек по доброй воле туда не зайдет. И это тоже проблема – научить людей представлять себя, коммуницировать в интернет-пространстве на достойном уровне», – рассказывает Маргарита Лянге. Если сайт сделан на хорошем профессиональном уровне, его аудитория постепенно расширяется. Как в любом деле – успешно продавать можно только качественный продукт.
Коммуникации в данном случае могут делиться на две части: первая – внутри этнической группы и вторая – между малой этнической группой и большинством вокруг нее. Если не заниматься вторым пунктом, то меньшинство так и останется как бы в капсуле. «Там тихонечко на всех обижаются, и никто об этом даже не знает, пока не происходит взрыва. Поэтому я, может быть, даже и не соглашусь с вами, что журналисты ни в чем не виноваты. Когда происходит какой-то взрыв, связанный с межэтническими отношениями, виноваты все. Виноваты власти, которые проглядели. И, конечно, виноваты журналисты, которые, видя все и находясь рядом, непонятно по какой причине не решились сказать об этом честно и открыто. Может быть, профессионализма не хватило, может быть, смелости. А честная и независимая информация могла бы сгладить или же даже предотвратить конфликт», – полагает Маргарита Лянге.
Обвинять только журналистов было бы неправильно, считает Максим Травников. «На самом деле проще всего сказать: «Это журналисты меня надоумили. Я-то вообще был хорошим человеком. А сейчас прочитал газету и пошел бить витрины. Потом опомнился в милиции и, конечно, опять стал хорошим человеком». Это смешно. Так же смешно упрекать СМИ в том, что они являются главными разжигателями межнациональной розни (как и упрекать, например, власти в том, что они хуже, чем мы с вами). Все мы живем в едином контексте, и мы настолько образованны, насколько продвинуты, настолько знаем жизнь, насколько знают ее все вокруг нас, – говорит чиновник. – Другое дело, надо создавать возможности для того, чтобы СМИ писали более грамотно, более интересно и более качественно. Популяризация знаний о народах – очень важный сегмент. Мы живем в стране, в которой больше 180 народов, но мало кто из нас назовет больше 20. И просто знать, что они, эти народы, есть, знать, какие у них обычаи и традиции, – тоже очень важно».
Эксперт отмечает, что знание об окружающих может решить массу проблем. «Если мы видим людей, представителей определенной этнической группы, мне кажется, вполне нормально – знать о них что-то. И если люди приезжают в тот или иной субъект РФ, в котором большинство составляют представители другой этнической группы, им необходимо знать, по каким правилам там живут люди. Это ключ к решению очень многих проблем. Мы, может быть, не желая того, иногда можем кого-то оскорбить, не зная о традициях, обычаях, болезненных местах тех или иных народов», – замечает Травников.