Общеизвестно, что «Газпром», как гласит реклама, – «Национальное достояние». Крупнейшая компания в стране – вертикальный нефтегазовый холдинг, имеющий в своем составе множество дочерних подразделений. В свою очередь, «дочки» имеют своих «дочек», которые решают уже конкретные задачи. Все компании объединены по принципу вертикальной интеграции. Результатом этой интеграции и является «Национальное достояние».
«НГ» решила задаться вопросом: «Национальное достояние и национальное законодательство – курс один?» Толчком для расследования послужило давнее событие – разлив мазута в порту Новороссийска в мае 2009 года, – всплывшее на волне трагедии в Мексиканском заливе, последствия которой никто не берется с уверенностью предсказать.
«ООО «Газпромнефть Шиппинг» (входит в группу «Газпром») должно до 13 июня 2009 года оплатить 3,5 млн. руб. для покрытия ущерба от разлива мазута в порту Новороссийска», – сообщила тогда пресс-служба Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Кроме того, на компанию, как писало агентство РБК, был наложен штраф в размере 35 тыс. руб.
Основной вопрос – как такое могло случиться и что происходит сейчас? ООО «Газпромнефть Шиппинг», созданное в декабре 2008 года, управляет танкерным флотом компании «ООО «Газпромнефть Марин Бункер» и занимается бункеровочными операциями – доставкой мазута и судового топлива потребителям в акватории портов Новороссийск, Калининград и Санкт-Петербург.
В своем интервью РБК daily (см. номер от 18.12.07) генеральный директор ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Андрей Васильев заявил: «ООО «Газпромнефть Марин Бункер» создано «Газпром нефтью» в октябре 2007 года для организации круглогодичных поставок нефтепродуктов – мазута, судового топлива и масел – для морского транспорта. В 2009 году объем продаж нефтепродуктов компанией «Газпромнефть Марин Бункер» должен составить 1,5 миллиона тонн. Штат бункерной компании уже укомплектован специалистами, заключены договоры аренды с нефтебазами и танкерами-бункеровщиками.
Основной объем судового топлива поступает с принадлежащего «Газпром нефти» Омского НПЗ, также поставки осуществляются с Московского и Ярославского НПЗ, в капитале которых участвует нефтяная компания. В скором времени на Омском НПЗ будет начат промышленный выпуск основных марок судового топлива международного стандарта качества ISO 8217. Это позволит «Газпром нефти» значительно расширить свое присутствие на бункерном рынке». По словам Андрея Васильева, к 2010 году «Газпромнефть Марин Бункер» собирается занять до 30% российского рынка бункеровки.
Большие планы большой компании вызывают не только уверенность, но и тревогу, несмотря на торжественное обещание «Газпрома»: «Основным принципом деятельности компании является устойчивое развитие, под которым понимается динамичный экономический рост при максимально рациональном использовании природных ресурсов и сохранении благоприятной окружающей среды для будущих поколений (экологическая политика ОАО «Газпром»).
Ведь факты говорят об обратном.
В конце мая с.г. ООО «Газпромнефть Шиппинг», занимающееся в порту Новороссийска, говоря официальным языком, «погрузочно-разгрузочной деятельностью применительно к опасным грузам» (проще говоря – бункеровкой нефтепродуктов. – «НГ»), провело в акватории порта учения по ликвидации разлива нефтепродуктов. Рядовое, казалось бы, мероприятие, особенно для такой компании, выявило весьма любопытные вещи. ООО «Газпромнефть Шиппинг» не выполнило практически ни одной задачи учений.
Учения, которые проводило ООО «Газпромнефть Шиппинг» на танкере «Газпромнефть Вест», больше смахивали на профанацию – на мероприятие для галочки. По информации Росприроднадзора, как наблюдателя на учениях, обнаружились факты откровенной подтасовки. Например, в состав собственных сил и средств, которые должны быть задействованы в случае разлива нефти, ООО «Газпромнефть Марин Бункер» включило танкеры сторонней компании, с которой не имеет договорных отношений, а танкер «Газпромнефть Ист», предназначенный для сбора нефте-водяной смеси, на момент учений отсутствовал в порту Новороссийска (по состоянию на октябрь с.г. – также отсутствует. – «НГ»).
Немало вопросов и по действиям персонала компании и моряков танкера во время учений. Штаб учений, к примеру, создан не был. Время сбора с поверхности разлившихся нефтепродуктов рассчитали неверно, боновые ограждения выставили неправильно. Еще «смешнее» было с тушением условного пожара. По легенде учений, пожар возник после столкновения танкера правым бортом, но почему-то тушили его на левом борту. Причем экипаж танкера умудрился погасить условный огонь всего за две минуты, при этом практически не развертывая противопожарные силы и средства.
Впрочем, все это смешно, когда проходят учения, а что будет делать экипаж с таким уровнем подготовки в случае реального пожара или реального разлива нефтепродуктов? И что станет с акваторией порта Новороссийска, если, не дай бог, случится настоящее, а не условное ЧП? И все это на фоне, кстати, нашумевшей катастрофы в Мексиканском заливе, когда, казалось бы, бизнес, тем более государственный, должен в первую очередь позаботиться об экологической безопасности окружающей среды.
Получается, что авария в мае 2009 года, приведшая к разливу мазута, ничему не научила ООО «Газпромнефть Шиппинг» даже год спустя.
Оценки по учениям ООО «Газпромнефть Шиппинг», выставленные участвующими в учениях представителями МЧС РФ, Росприроднадзора, Ространснадзора, были однозначно отрицательными. Но это оказалось только вершиной айсберга. В ходе рассмотрения «результатов учений» выяснилось, что ООО «Газпромнефть Шиппинг», к тому времени уже год перекачивающее нефтепродукты на суда, не имеет законных прав на этот вид деятельности в порту Новороссийска.
ООО «Газпромнефть Шиппинг» имеет право заниматься бункеровкой, но... в порту Санкт-Петербурга. Почему-то руководство компании убеждено, что наличие полного пакета документов, дающих право для работы в Северной столице (у головной компании), может автоматически позволить «дочкам» работать где угодно – в портах Новороссийск, Туапсе или, к примеру, в Порт-Кавказе.
Между тем, как справедливо полагают в Новороссийской транспортной прокуратуре, единой кальки, к примеру, основного в данной ситуации документа – Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (План ЛРН) – быть не может. У каждого порта, естественно, свои, и не только географические, особенности. Поэтому МЧС РФ требует, чтобы Планы ЛРН были у всех юридических лиц, вне зависимости от их учредительного родства.
Но самое парадоксальное – у ООО «Газпромнефть Шиппинг» отсутствует «основа основ» – государственная экологическая экспертиза на осуществление бункеровочной деятельности в порту Новороссийска.
Вывод Новороссийской транспортной прокуратуры был однозначен: «Осуществление ООО «Газпромнефть Шиппинг» деятельности по бункеровке судов в морском порту Новороссийск при наличии указанных выше нарушений закона является незаконной и не может обеспечивать должного уровня безопасности при осуществлении указанной деятельности». Ленинский районный суд Новороссийска, в который обратились как прокуратура, так и департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, принял однозначный, хотя и, как представляется, слишком мягкий вердикт – «приостановить деятельность компании по бункеровке судов в морском порту Новороссийск на 90 суток».
Тем не менее решение суда прямо указывает на несоблюдение «Экологической политики» этой компанией.
Может, руководитель компании Андрей Васильев не знает особенностей работы в разных портах страны?
Не похоже, что это так. В свое время Андрей Васильев, как известно, возглавлял в порту Новороссийск компанию ООО «Черномор-Боминфлот». Эта компания также осуществляла бункеровочную деятельность. Но со вступлением в силу новых требований законодательства, именно в сфере бункеровки, в начале 2007 года была закрыта. В 2006–2007 годах в отношении ООО «Черномор-Боминфлот» было возбуждено уголовное дело «о несоблюдении природоохранного законодательства РФ».
Выходит, что Андрей Васильев полностью понимает требования законодательства и всю ситуацию в целом. Или с поставленной задачей не справилось местное руководство – глава Черноморского управления ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Юрий Карпенко?
И это не так. До прихода в ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Юрий Карпенко также работал руководителем в бункеровочной компании «БСС Бункер». И в силу своих служебных обязанностей знает все требования экологического законодательства к осуществлению бункеровки.
Кстати, ни господин Васильев, ни господин Карпенко по загадочной причине в учениях не участвовали, что противоречит сложившейся в порту практике, сами учения не готовили, но странным образом были уверены в положительном исходе. Результат для них, судя по всему, был шокирующим. Мол, кто посмел предъявлять претензии к государственной компании?
Может, «аналогичные проблемы» есть и в головной компании «Газпром нефть» и они только проецировались на «дочек»?
Нет, в головной компании ОАО «Газпром нефть» с законом все хорошо – компания, как известно, тщательно соблюдает природоохранное законодательство (да и все прочие, кстати, законодательные акты). В этой связи возникает закономерный вопрос – знает ли гендиректор ОАО «Газпром нефть» Александр Дюков о том, что происходит в дочерних предприятиях его компании? И почему бункерное направление компании возглавляет человек (речь идет об Андрее Васильеве), который, судя по происходящему в Новороссийске, имеет, мягко говоря, свой взгляд на требования закона. Кстати, не первый раз в своей карьере.
Реакция ООО «Газпромнефть Марин Бункер» на законное решение суда, мягко говоря, оказалась странной, но строго в русле логики этих руководителей. Вместо того чтобы исполнять решение суда (заметим, весьма справедливое), глава Черноморского управления ООО «Газпромнефть Марин Бункер» Юрий Карпенко обвинил Росприроднадзор и администрацию морского порта Новороссийск в том, что они «выполняют чей-то «заказ», проверяя именно «Газпромнефть Шиппинг», и что об их действиях будет доведено до сведения центрального аппарата Росприроднадзора и Генеральной прокуратуры РФ.
Очевидно, что в первую очередь руководству компании нужно думать о безопасности и охране окружающей среды. А с этим, создается впечатление, есть проблемы. И немалые. Вместо того чтобы устранить выявленные различными надзорными ведомствами нарушения, компания вступила в судебные баталии. Гендиректор ООО «Газпромнефть Шиппинг» обратился в суд с ходатайством о досрочном прекращении административного наказания – приостановки деятельности на 90 суток. При этом в руководстве компании утверждали, что все замечания, приведшие к судебному вердикту, устранены или вообще отсутствовали.
Однако, как выяснилось на последнем заседании суда 1 октября с.г., где были тщательно изучены представленные сторонами документы, замечания «в полном объеме не устранены». Устранено только одно нарушение, причем не самое главное: «А такие существенные нарушения норм природоохранного законодательства, как отсутствие плана ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, а также достаточного количества сил и средств, необходимых для локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, отсутствие положительного заключения государственной экологической экспертизы, отсутствие инвентаризации отходов, остаются неустраненными».
Несмотря на выявленные нарушения, действующее решение суда, компания «Газпромнефть Марин Бункер», используя опыт прошлой работы господ Васильева и Карпенко, продолжает деятельность в порту Новороссийска с привлечением сторонних (коммерческих) компаний для бункеровки судов.
При этом ООО «Газпронефть Марин Бункер» не торопится исполнять решение суда – требование закона. Используя «административный ресурс государственной компании», 20 октября 2010 года господин Васильев обращается уже к заместителю министра транспорта РФ Виктору Олерскому с просьбой разрешить «сложную» ситуацию. Как следует из обращения господина Васильева к заместителю министра транспорта, необходимо разобраться о применении разных стандартов и толковании норм закона. А что делать с соблюдением законодательства самой компанией «Газпромнефть Марин Бункер»?
И тут возникает еще несколько вопросов.
Господа Карпенко и Васильев действуют с молчаливого согласия руководителей «Газпром нефти»? Или же они настолько ушли «в свободное плавание», что не обращают внимание на общую тенденцию своего руководства – тщательно соблюдать природоохранное законодательство? А может, «Газпром нефть» и ее дочерние фирмы просто живут в параллельном мире? И в их руководстве нужны новые люди, чтобы вернуть эти компании в реальный мир?
Если это отношение к закону и есть «Национальное достояние», то сложно предположить, что нас ждет в будущем.
Новороссийск