Имя Сергея Адоньева благодаря скандалам вокруг принадлежащей ему компании «Скартел» (владеет брендом Yota) не сходит со страниц газет и журналов. До недавнего времени Адоньев был мало кому известен. В 90-е годы он с партнерами занимался импортом фруктов в Питере, а потом неожиданно объявился в роли владельца инновационной компании в сфере телекоммуникаций, предоставляющей мобильный доступ в Интернет. В проект Yota уже вложено более 500 млн. долл. – это, пожалуй, самый дорогостоящий стартап в отрасли.
В самом начале 90-х Адоньев уехал в США. В Америке, похоже, сразу попал под колпак ФБР. Как сообщала газета Los Angeles Times (см. номер от 29.03.00), некто «Попов и его партнеры по бизнесу дали взятку высокопоставленному казахскому чиновнику, чтобы получить контракт на поставку в Казахстан 25 тыс. тонн кубинского сахара. Цена контракта – 6,7 млн. долл. Большую часть этих денег они получили в виде предоплаты. Сахара Казахстан не дождался. Сообщники Попова – Сергей Адоньев и Виталий Рашкован – были приговорены окружным судом Лос-Анджелеса к тюремному заключению. Адоньев подвергся «добровольной депортации» в Россию».
Кроме того, издание продолжает: «Документы этого ведомства (ФБР. – «НГ») свидетельствуют, что Попов и Адоньев подозреваются в причастности к переправке 1,1 тонны кокаина, задержанного на российско-финской границе в 1993 году».
Попову удалось бежать в Россию, где он позже был застрелен, Рашкован был осужден. Адоньев же, как писалось выше, был депортирован в Россию. Этот факт привлекает особое внимание. Американская судебная машина таких обычно не допускает (достаточно вспомнить историю с Иваньковым-Япончиком, которого депортировали в РФ лишь после полной отсидки срока в США). Если, конечно же, осужденный не соглашается на безоговорочное сотрудничество с властями. Часто, кстати, и с представителями спецслужб.
Приехав в Россию, Адоньев подался в бизнес, занявшись ключевым ресурсом нашего времени – информацией. Можно даже не владеть ею, а просто передавать и соответственно иметь контроль над информационными потоками.
В итоге Адоньев и его «Скартел» появились именно в образе борцов за инновационные технологии. Причем о существовании «Скартела» стало известно лишь в мае 2008 года. Участники рынка утверждают, что оператор уже продолжительное время, не привлекая к себе особого внимания, скупал региональные компании, владеющие частотным ресурсом в диапазоне 2,4–2,7 ГГц, для построения WiMax-сети.
Заметим, что в России все частоты, как правило, исторически принадлежат военным и другим стратегическим службам. Но для «Скартела» делаются удивительные исключения, он не только получает частоты на мобильный WiMax (2,3–2,7 ГГц и 3,4–3,6 ГГц), но и в самом лакомом диапазоне – 2,5–2,7 ГГц в более чем 55 городах России. «Скартел» делает громкие заявления о многомиллиардных инвестициях и распространении своей сети на крупнейшие российские города и даже в Венесуэле (забавно, но президент этой республики Чавес – ключевой враг США в Южной Америке). Эксперты недоумевают. «Очень странно, что компании, которая еще никак не проявила себя на рынке, было оказано столь высокое доверие со стороны инвесторов, – говорит заместитель гендиректора по коммерции компании «Энфорта» Олег Тайнов. – Еще более непонятно, как им удалось получить частоты на мобильный WiMах в таком количестве».
Правда, с весны с.г. у «Скартела» что-то не заладилось. В марте «Скартел» объявляет, что на полученных частотах вместо сети WiMax будет строить сеть LTE. Разница между двумя технологиями очень проста – LTE посредством Интернета помимо информации может передавать голос. Это заявление всколыхнуло рынок. О планах развития сетей 4G заявляли многие, в том числе компании «большой тройки». Однако в мае выясняется, что для развития сети LTE «Скартелу» придется получить дополнительное разрешение Государственной комиссии по радиочастотам. А в августе «Роскомнадзор» отзывает у «Скартела» частоты в диапазоне 2,5–2,7 ГГц, так как были выявлены серьезные нарушения при их выделении оператору.
Карточный домик рушится. Адоньев обвиняет всех подряд – от государственного «Ростелекома» и «большой тройки» до чиновников Минкомсвязи и Роскомнадзора, грозит подачей соответствующих исков в суд. Делает непонятные пиар-акции вроде запуска в сентябре LTE-сети в Казани, которую по предписанию Роскомнадзора через несколько часов выключают.
Такое впечатление, что соответствующие структуры все-таки вплотную занялись информационной безопасностью. Так ли это, покажет время.