Петербургские чиновники пришли к выводу, что механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП), действующие в городе, необходимо пересмотреть. Как выяснилось, за последние годы по схемам ГЧП не удалось реализовать ни одного крупного проекта. В связи с этим городские власти решили изменить условия игры и предложить инвесторам проекты намного меньшего масштаба.
На одном из ближайших заседаний городского парламента будут рассмотрены изменения в законы «Об участии Петербурга в государственно-частных партнерствах» и «О порядке представления объектов недвижимости, находящихся в собственности Петербурга для строительства и реконструкции». В понедельник комиссия по промышленности, экономике и собственности петербургского парламента рекомендовала депутатам принять эти правки максимально оперативно. Вносимые изменения расширяют круг проектов, которые могут быть реализованы по схемам ГЧП. Речь идет о социально значимых проектах в масштабах районов Петербурга – строительстве объектов физической культуры, спорта, культуры, здравоохранения, транспортной и инженерной инфраструктуры.
Проблема в том, что реализация широко разрекламированных Смольным масштабных проектов ГЧП за последние годы практически не сдвинулась с мертвой точки. Например, Западный скоростной диаметр, который должен был стать первой платной магистралью в Петербурге, до сих пор строится на бюджетные деньги. При этом предполагалось, что в финансировании стройки будут принимать самое непосредственное участи частые инвесторы. Строительство «Надземного экспресса», о котором губернатор Валентина Матвиенко говорит чуть ли ни с первых дней работы на посту главы города, так и не может начаться. На днях было сообщено, что конкурс на право участвовать в этом ГЧП будет объявлен до конца этого года. Впрочем, подобные заявления делались и раньше – без каких-либо значимых последствий. Также никак не может начаться строительство Орловского тоннеля под Невой и нового терминала аэропорта «Пулково» – проектов, которые должны были продемонстрировать всю эффективность схем ГЧП.
Так как сотрудничать с бизнесом в реализации крупных проектов пока не очень получается, Смольный хочет попытать счастья с менее масштабными начинаниями. По словам заместителя председателя комитета по управлению городским имуществом Марии Смирновой, предлагается распространить механизм государственно-частного партнерства на строительство малых объектов – физкультурно-оздоровительных комплексов, школ, детсадов. Также должен быть упрощен порядок предоставления для таких проектов земельных участков.
У петербургских депутатов на фоне общего положительного отношения к предложенному Смольным законопроекту возникли некоторые сомнения. Так, депутат от «Справедливой России» Анатолий Костерев опасается, что строительство социальных объектов в микрорайонах на основе ГЧП приведет к тому, что все услуги будут платными – иначе зачем инвесторам участвовать в партнерстве? Подобные опасения высказал и депутат от «Единой России» Игорь Риммер. По его словам, польза от ГЧП будет только в том случае, если в его условиях будет четко прописано, что в каждом конкретном проекте получат горожане.
Оценить результаты государственно-частного партнерства малого калибра можно будет уже в ближайшее время. Как сообщил вице-губернатор Петербурга Михаил Осеевский, почти готов проект малого ГЧП по строительству социальных объектов в Петрославянке – там инвестор намерен построить школы и детские сады в рамках возведения квартала для военнослужащих. На примере этого конкретного партнерства можно будет понять, какую пользу от подобных схем может получить бизнес, какую государство, а также что в итоге останется непосредственно петербуржцам.