Администрация Приморья выставила на торги лесосеки в наиболее важных для сохранения амурского тигра защитных лесах севера края. По мнению чиновников, здесь необходимы рубки ухода. Экологи считают, что над территорией, являющейся последним экологическим кордоном, связывающим популяцию тигра на российской части ареала с популяцией тигра на хребте Ванданшань в Китае, нависла угроза уничтожения.
Аукцион намечен на 26 октября, на торги выставлены 16 лесосек (объемом 28 тыс. кубов. – «НГ») в Бикинской и Пожарской орехово-промысловых зонах, нерестоохранной полосе реки Бикин и создаваемом заказнике «Среднеуссурийский». Даже в преддверии Международного форума по сохранению тигра, который состоится 20–24 ноября в Санкт-Петербурге, приморские лесники не отказываются от намерений вырубить за два года важнейшие местообитания краснокнижного хищника.
Будущий аукцион – не самый масштабный по сравнению с теми, что происходили с 2008 года. Поражает то, что управление лесным хозяйством в первый раз открыто демонстрирует статус «неприкасаемых». «Мы привыкли к тому, что управление лесным хозяйством продает защитные леса, проводит незаконные рубки в заказниках «Таежный» и «Леопардовый», орехово-промысловых зонах Красноармейского и Пожарского районов, нерестоохранной полосе реки Арму, – рассуждает руководитель лесной программы Амурского филиала WWF России Денис Смирнов. – Все они велись под прикрытием купленных разрешительных документов на проведение «рубок ухода». Но готовящийся аукцион – это пощечина общественности, демонстрация управлением права на нарушение закона».
Выставленные на аукцион лесосеки находятся на территории, которая передана в постоянное пользование Общине коренных малочисленных народов «Тигр» для «заготовки лесных пищевых ресурсов и сбора лекарственных растений». А назначение в рубку лесосек в Бикинской орехово-промысловой зоне производилось на основании материалов лесоустройства, проводившегося в 1993 году, которые, по данным экологов, не соответствуют действительности. Согласно данным лесоустройства, проведенным в 2009–2010 годах, леса на этих участках не требуют ухода.
«Аукцион нанесет ущерб международной репутации России, – считает Денис Смирнов. – Это может поставить в неприятное положение правительство, которому на тигрином саммите придется отвечать, как страна бережет местообитания амурского тигра».
В Приморье едва утих скандал, вызванный показом фильма «Темный лес» по одному из федеральных каналов. В нем начальник управления лесным хозяйством администрации Приморья Петр Диюк, снимаемый на скрытую камеру, рассказывая о ситуации в лесном хозяйстве края, был откровенен: «Вы понимаете, что такое сегодня лесозаготовки? Заготовки – это сегодня воруют все. Солярку воруют, продукты, масла воруют, цепи, лес воруют!» «У меня сегодня на дубе работают 12 человек, постоянно ходят по тайге, чтобы изыскать его, – сообщил чиновник. – Я взрослый человек, а не мальчик: если там не будет дуба, то тратить нервы за 50 тысяч рублей и сидеть за зарплату я не буду. Мне это не интересно... Ну, все тащат, все мы так воспитаны: отсидеть рабочий день, получить зарплату и по возможности что-либо своровать».
Губернатор Сергей Дарькин сначала временно отстранил подчиненного от должности в соответствии с Законом «О противодействии коррупции». «Однако нарушения не были выявлены, а управление теперь воплощает то, что обещал в фильме его начальник Петр Диюк – вырубить орехово-промысловую зону Пожарского района за два года», – говорит представитель Амурского филиала Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Анатолий Кабанец.
Примечательно, что в январе с.г. представитель комитета по природопользованию Заксобрания Виктор Белозеров ездил в депутатский рейд в Партизанский район со съемочной группой и привез не менее шокирующие, чем у центрального канала, кадры беспредела, творящегося в тайге. Из материалов стало понятно, что черным лесорубам главное – вывести хлысты из тайги на трассу – там их ждут необходимые документы с печатями ведомства Диюка, и варварски добытый кедр становится легальным. Но депутатские доводы и факты перерубов, собранные Амурским филиалом WWF, исполнительную власть края не вдохновили.
Имеющиеся у экологов данные по отводам лесосек «рубок ухода» в Пожарской орехово-промысловой зоне показывают, что со второй половины 2008 года в рубку было отдано более четверти территории. Сколько же было пущено под пилу в действительности, могут выявить только проверки. «Ключевая проблема – отсутствие у государства полной информации о реальных масштабах незаконных лесозаготовок и их последствий для лесного фонда. Сотни тысяч кубов незаконно заготовленной древесины ценных пород вывозится в Китай, а на бумаге вырубленные леса числятся растущими и даже увеличиваются», – рассуждает Анатолий Кабанец.
Местные лесные чиновники игнорируют не только экологов, но и депутатов Заксобрания Приморья, которые для защиты кедрово-широколиственных лесов в 2010 году предложили включить кедр корейский, входящий в пищевую цепочку амурского тигра, в краевую Красную книгу (см. «НГ» от 20.05.10). Зампредседателя комитета по природопользованию краевого парламента, эсэр Александр Ермолаев считает, что губернатору Дарькину следует последовать примеру нового мэра Москвы Сергея Собянина, публично констатировавшего, что Москва – номер один по уровню взяточничества в России. «Дарькину необходимо признать, что Приморье – номер один в расхищении, незаконной рубке и грабеже природных ресурсов, – советует депутат. – В уссурийской тайге надо вводить ЧС, чтобы оградить уникальную экосистему от чиновников. Не секрет, что в цепочке незаконной рубки, продажи и обогащения находятся чиновники. Те, кто не в этой схеме, ни вывезти, ни срубить лес не смогут».
Владивосток