Вчера Дума Нижнего Новгорода должна была выбрать главу города. Однако заседание не состоялось. По неофициальным данным, в связи с тем, что губернатор Валерий Шанцев и нынешний мэр города Вадим Булавинов в очередной раз сорвали предвыборные договоренности. Их конфликт уже привел к серии скандалов и расколол региональное отделение «Единой России». Между тем, как показывает нижегородский опыт, подобные драки до сих пор лишь способствовали повышению рейтинга партии власти и ее игроков.
Несмотря на постоянные конфликты, на выборах 10 октября в Нижнем Новгороде «Единая Россия» набрала более 58% голосов. Этот результат во многом обеспечил лидер ее муниципального списка мэр Булавинов, находящийся в хроническом противостоянии с губернатором Шанцевым. Тому война с мэром, судя по соцопросам, также не мешает сохранять симпатии жителей. Народу нравится власть, которая умеет его заинтриговать.
На днях Булавинов снова стал народным героем. Вдруг стало известно, что против мэра-победителя возбуждено уголовное дело. Ньюсмейкером выступил сам Булавинов, сообщив об этом факте на двух местных телеканалах. «Если бы ЕР набрала менее 50% голосов, никакого уголовного дела не понадобилось бы», – заявил мэр. Он назвал инициатора уголовного преследования – предпринимателя и члена «Единой России» Олега Сорокина, который, правда, тут же опроверг свою причастность к этому. Сорокин является одним из наиболее жестких оппонентов Булавинова и входит в число сторонников губернатора Валерия Шанцева. Теперь его считают вероятным кандидатом на должность сити-менеджера.
За Булавинова заступился секретарь президиума генсовета ЕР Вячеслав Володин. Он подтвердил намерение федерального руководства партии поддержать нынешнего мэра на выборах главы города, «несмотря на интриги и попытки политических оппонентов дискредитировать Вадима Евгеньевича». «Это не первый случай, когда финансово-промышленные группы пытаются поставить известного человека в свою зависимость», – заявил Володин. Уголовное дело скоропостижно было закрыто. Следственный комитет аннулировал информацию о его возбуждении. Информагентства сняли новость о деле против Булавинова со своих лент. А сам он похвалил правоохранительные органы за то, что те не стали «участвовать в грязной политической борьбе».
Несмотря на уголовный флер, эта история лишь укрепила позиции мэра. Это уже не первый раз, когда против Булавинова возбуждается уголовное дело в предвыборном контексте. То же самое произошло в июне, когда решался вопрос о лидере предвыборного партийного списка ЕР. Дело было столь же быстро закрыто. А Булавинов встал во главе городских единороссов и успешно провел кампанию.
Вообще из-за конфликта между губернатором Шанцевым и мэром Булавиновым «Единую Россию» то и дело сотрясают скандалы. На днях почти половина членов регионального политсовета партии подняла вопрос о недоверии его секретарю Александру Тимофееву. Они, в частности, недовольны тем, что региональные вожди не определились на выборах по отношению к самовыдвиженцам, из-за чего в ряде округов единороссы боролись друг с другом. Тимофеев со своими сторонниками поспешно покинул заседание, сорвав кворум. За него вступился руководитель приволжского межрегионального координационного совета ЕР Игорь Руденский. «Снимать или награждать секретаря за проделанную работу будут решать генсовет партии, но никак не финансовые и бизнес-структуры региона», – заявил он. И оценил действия раскольников как «наносящие ущерб партийным интересам».
Между тем именно борьба нижегородских единороссов между собой во многом обеспечила высокий результат партии власти на выборах. Не только потому, что конфликт создавал интригу, привлекая внимание избирателей, – он увеличил ресурсную емкость партии. Ведь с каждым годом в ЕР становится все теснее. Она не может вместить всех желающих заручиться политическим ресурсом. Те, кому не удается попасть в главный и самый комфортабельный автобус, перетекают в другие, пусть менее удобные, но тоже на ходу – прежде всего в «Справедливую Россию», затем в КПРФ, кто-то и в ЛДПР. Именно неудовлетворенные амбиции таких кандидатов в первую очередь и поддерживают существование этих партий. И соответственно ослабляют позиции единороссов. Но если внутри «Единой России» кипит конфликт, как в Нижнем Новгороде, причем основанный на реальном противоречии политических и бизнес-интересов, вместительность партии вырастает практически вдвое – больше кандидатов, а значит, и средств, политтехнологов, внимания со стороны федеральных структур. Больше страстей, обид, уголовных дел и соответственно общественного интереса. Конфликт привлекает и оппозиционные партии (на кого им поставить?). Это тот Боливар, который может вынести двоих.
По свидетельству очевидцев, в Новосибирске, наоборот, самовыдвиженцам попасть на выборы было практически невозможно. И «Единая Россия» в этой области недобрала искомой половины голосов и показала худший среди регионов результат по стране (40,5%). Вячеслав Володин заметил, что новосибирские единороссы были недостаточно технологичны и открыты. В Нижнем Новгороде же внутренняя война в партии власти дает волю и открытости, и технологиям.
Нижний Новгород