В среду, 13 октября, в столице Кабардино-Балкарии Нальчике прошли мероприятия в память о погибших во время нападения боевиков на этот город в 2005 году. С тех трагических событий минуло пять лет. Боевики тогда напали одновременно на здания нескольких силовых структур, расположенных в центре города. В бою с ними погибли 35 сотрудников правоохранительных органов, были убиты 12 мирных жителей.
В Нальчике прошел траурный митинг в память о погибших, начавшийся с минуты молчания. Выступивший на митинге глава правительства Кабардино-Балкарии Александр Меркулов сказал о том, что исключить повторение событий, произошедших пять лет назад, можно только совместными усилиями. «Мы должны доказать, что любое проявление экстремизма не найдет здесь ни сторонников, ни моральной поддержки», – отметил Меркулов.
Нападение на Нальчик произошло на старте первого срока президента КБР Арсена Канокова. Он сразу столкнулся с крайне сложной ситуацией в местной исламcкой среде, которая, по мнению экспертов, и была ключевой причиной трагедии 13 октября. В течение нескольких лет до этого правоохранительные органы КБР, неожиданно вмешавшись во внутриисламские конфликты, оказывали открытое давление на верующих, посещающих ряд мечетей республики. Большое напряжение вызывали также черные списки мусульман, подозреваемых в экстремизме: люди часто не понимали, по каким основаниям они формировались. Экстремистское подполье пользовалось этим для пополнения своих рядов. Канокову, в прошлом крупному бизнесмену, сразу после вступления в должность пришлось заниматься далекими от экономики проблемами.
Специалисты указывают на изменения, произошедшие с приходом нового руководства региона, в двух основных направлениях. Первое – это попытки вовлечь в диалог максимально широкий спектр верующих мусульман. «Очень важным сигналом зарождения диалога» назвал одно из первых выступлений Канокова по исламской проблематике известный исламовед Алексей Малашенко. Второе – это препятствование репрессивным мерам в религиозной сфере. Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Ахмед Ярлыкапов, посетивший КБР через несколько лет после октябрьских событий, заявил: «Власти Кабардино-Балкарии учли прежний опыт и очень серьезно корректируют политику, то есть они пытаются проводить профилактику именно экстремизма, а не выискивать в каждом экстремиста». Этот последний аспект изменений признали и правозащитники. В заявлении Кабардино-Балкарского правозащитного центра к пятой годовщине событий в Нальчике отмечается, что уже вскоре после событий 13 октября в республике налицо была «возможность публично обсуждать вопросы, связанные с нарушениями прав верующих, обращаться в различные органы власти, оспаривать нарушения прав представителей мусульманской общины в судах».
Новое осложнение ситуации, идущее сейчас по всему Северному Кавказу, затронуло и КБР. Об этом говорят и правозащитники, и представители властных структур. Особое внимание бандподполья к этому региону может быть обусловлено как раз желанием ликвидировать то «первоначальное накопление» гражданского мира, которое было достигнуто в последние годы и которое дает возможность использовать КБР как базу для преобразований на всем Северном Кавказе. Комментируя вылазки экстремистов в КБР в первой половине года, заместитель директора пятигорского филиала Северо-Кавказской академии госслужбы Майя Аствацатурова отмечала: «Активизируясь на Ставрополье и в Кабардино-Балкарии, радикалы показывают, что их цель – осложнить положение в форпостах России на Кавказе, в тех точках Кавказа, откуда может стартовать федеральная инновационная политика в этой части страны». Впрочем, при всех нынешних сложностях условий для возрождения в КБР экстремистских формирований такого масштаба, как напавшие на Нальчик пять лет назад, эксперты сейчас не видят.
Нальчик