На торжественной церемонии открытия Российско-сингапурского делового форума, проходившего с 27 по 29 сентября, руководитель аппарата правительства РФ Сергей Собянин вновь вернулся к теме электронного правительства. Сингапур – одна из немногих стран в мире, где этот проект реализован и успешно функционирует.
Впервые о проекте «Электронное правительство» в России заговорили еще в 2002 году. Предполагалось, что личные контакты между гражданами и чиновниками должны быть сведены к минимуму. Одновременно по максимуму предлагалось задействовать информационные технологии. Обещали сделать интерактивными такие услуги, как, например, запись на прием к врачу, оплата штрафов, квитанций и налогов. Это позволило бы, во-первых, сократить чиновничий аппарат, а во-вторых, сделать работу госслужащих более эффективной.
На федеральную целевую программу «Электронная Россия», по экспертным оценкам, было потрачено 20 млрд. руб. Она была реализована на треть. Финансирование «Электронной России» заканчивается в этом году, однако с 2011 по 2018 год вступает в силу новая программа – «Информационное общество». На нее планируется выделить из федерального бюджета 375 млрд. руб.
Вместе с тем решение перевести госуслуги в электронный вид, сделать общение с чиновниками более доступным и менее затратным и по времени, и по деньгам очень своевременно. Ежегодно, по данным Минкомсвязи, за госуслугами россиянам приходится обращаться примерно 360 млн. раз. Для получения некоторых справок необходимо обойти не одну инстанцию.
Во многих регионах России уже не первый год развиваются собственные программы перевода государственных и муниципальных услуг в электронный вид. Не редко это делается с помощью электронных карт. Например, в Москве около 1,5 млн. граждан активно пользуются социальной картой москвича. Она позволяет не только получать пенсии и пособия, но и делать покупки по льготным ценам, использовать в качестве проездного документа в Москве и Московской области, а также в пригородных электричках.
Идут карточные проекты также и в других регионах Российской Федерации. В той или иной степени развиваются программы в Красноярском крае, Татарстане, в Астраханской области и Башкортостане. Последние три даже объединены в пилотный проект на федеральном уровне, где идет попытка выработать типовые подходы к реализации такой инициативы по всей стране.
Между тем большинство карточных проектов направлено на решение узкого круга ведомственных задач – например, учета транспортных льгот, как в Москве. Успешный же международный опыт, например – Эстонии и Бельгии, показывает, что наибольшую отдачу приносят проекты, где карта используется как ключ для доступа к государственным услугам и содержит электронную цифровую подпись владельца. При этом такой ключ может быть использован не только в специальных терминалах, но и в сети Интернет, для идентификации в процессе получения государственных услуг на сайтах органов власти и сервисных порталах.
Беглый анализ российских карточных проектов показывает, что наиболее близко к такому видению карты подошел Ханты-Мансийский автономный округ – Югра. Жители Ханты-Мансийского автономного округа получают карту бесплатно и на добровольной основе. С каждым годом проект завоевывает все большую популярность. В настоящее время около 20 тыс. югорчан владеют такими картами.
Социально-платежная карта «Югра» – удобный инструмент для доступа к различным услугам. Ей можно пользоваться как обычной банковской карточкой: начислять зарплату, пенсию или другие социальные выплаты, можно использовать карту для оплаты товаров и услуг, а можно, используя информационные терминалы или персональный компьютер с доступом в Интернет, получать доступные в системе государственные и муниципальные услуги. Так, например, можно получить сведения о состоянии лицевых счетов Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, воспользоваться пенсионным «калькулятором» для расчета предполагаемой пенсии, получить информацию о положенных и начисленных социальных льготах, о задолженностях по налогам, жилищно-коммунальным услугам и др. Примечательно, что для подписания разрешения владельца карты на обработку его персональных данных в процессе предоставления услуг (наличие такого разрешения определяется действующим законодательством) используется электронная цифровая подпись гражданина, размещенная на карте. Эту же подпись планируется использовать для подписания заявлений, налоговых деклараций и т.п.
В июле 2010 года был принят Федеральный закон № 210 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который определяет, что у каждого из нас к 2014 году должна появиться универсальная электронная карта. Какой она будет? Хотелось бы, чтобы она была не просто очередным банковским продуктом, а реально работающим ключом к государственным услугам и сервисам!
Опыт регионов
Ирина Уварова, первый заместитель директора департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры:
Карта – это прежде всего ключ к государственным услугам и сервисам. С ее помощью можно перестраивать работу государственных структур. Система предусматривает объединение в рамках электронных регламентов предоставления услуг многих ведомств, упрощает для населения получение государственных и муниципальных услуг, а также дает правительству аналитический инструмент с большими возможностями.
Функциональные возможности социально-платежной карты «Югра» постоянно расширяются. По мере развития к проекту подключаются все новые участники – органы государственной и муниципальной власти, а также коммерческие компании. Также мы ведем работу над тем, чтобы с развитием проекта универсальной электронной карты, предусмотренной законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», карточный проект округа стал его органичной частью.