Памятников деревянного зодчества в Красноярске становится все меньше.
Фото с сайта www.krasplase.ru
В Красноярске возобновлено громкое дело об уничтожении нескольких старых домов – объектов культурного наследия. Их снесли в первой половине 2000-х годов. По версии гособвинения, это стало возможным из-за превышения должностных полномочий руководителя службы по контролю в области градостроительной деятельности Красноярского края Константина Шумова и начальника отдела учета и охраны памятников комитета по охране и использованию памятников истории и культуры администрации края Юрия Тихоновича.
В уголовном деле против краевых чиновников фигурирует несколько эпизодов вольного обращения с архитектурным наследием Красноярска. В 2002 году Шумов подписал разрешение о перемещении дома сибирского купца Парфентьева, который находился под государственной охраной как памятник архитектуры местного значения, а позже Тихонович утвердил акт обследования, который фактически давал добро на снос здания, как якобы «не имеющего культурной ценности». В последующие годы Константин Шумов выдал разрешения на снос еще двух исторических памятников. В декабре 2003 года чиновник фактически подписал смертельный приговор жилому дому известного не только в Красноярске библиофила купца Юдина, а в мае 2004 года им было принято решение о сносе еще одной красноярской реликвии – дома Потылицина.
Прокуратура утвердила обвинительное заключение и направила его в июне в суд Центрального района Красноярска. Статья «Превышение должностных полномочий», по которой обвиняли чиновника, карается штрафом до 80 тыс. руб., лишением права занимать руководящие должности до пяти лет или лишением свободы до четырех лет.
Однако через месяц суд прекратил производство по делу чиновников из-за «истечения срока давности уголовного преследования». В прокуратуре с таким вердиктом не согласились и направили представление на решение Центрального районного суда в краевой суд. Там согласились с доводами обвинения, которое утверждало в своем кассационном представлении, что временем совершения преступления нужно считать срок уничтожения памятников, а не время подписания разрешающих документов. Срок давности в этом случае появлялся только в эпизоде по сносу дома Парфентьева. Благодаря этому Юрий Тихонович избежал уголовного преследования, а вот Константину Шумову придется предстать перед судом, поскольку уничтожение жилого дома купца Юдина и дома Потылицина, в причастности к которому обвиняют Шумова, под срок давности (шесть лет с момента совершения преступления средней тяжести) не попадают. Шумов, кстати, за минувшие годы сменил место работы, став главным архитектором Красноярского края.
Эксперты полагают, что Шумов стал стрелочником. «За последние десятилетия архитектурный облик исторического центра Красноярска сильно изуродован точечной застройкой, чему способствовали волюнтаристские решения чиновников, но не думаю, что Шумов – самый страшный из них, – заявил «НГ» депутат Законодательного собрания Олег Пащенко. – Очевидно, что существует целая чиновничья сеть, которая делает огромные деньги на продаже участков в историческом центре Красноярска. Для них объекты культурного наследия – всего лишь предмет для торга. Но правоохранительные органы ловят лишь отдельных чиновников, а порочную систему разрушить не могут».
Красноярск