Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится целый ряд законодательных инициатив Росалкогольрегулирования (РАР). Они призваны навести порядок на рынке алкоголя и противодействовать росту алкоголизации населения. В действительности, как считают эксперты, алкогольное ведомство лишь создает барьеры для выхода на рынок новых участников, о чем свидетельствуют проверки деятельности РАР антимонопольщиками, и избавляется от сильных игроков рынка в связи с грядущей приватизацией ОАО «Росспиртпром».
Специфику новой государственной алкогольной политики прокомментировал директор «Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя» Вадим Дробиз. По его словам, «она направлена на сокращение числа игроков алкогольного рынка, снижает конкуренцию и расчищает дорогу «Росспиртпрому»», приватизация которого намечена на 2011-2013 гг. Именно ради этих целей, как полагают эксперты, и появились из недр РАР все недавние законодательные инициативы.
Более того, как заявил автор всех «антиалкогольных» инициатив Виктор Звагельский, председатель подкомитета по регулированию рынка подакцизных товаров комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму, бывший топ-менеджер «Росспиртпрома» и соучредитель ООО «Водочная Артель ЯТЬ», даже такой пьющей стране, как Россия, не нужно 450 производителей алкоголя. По этому поводу Вадим Дробиз припомнил, что несколько месяцев назад руководители «Росспиртпрома» предложили сократить количество отечественных ликероводочных заводов «до 6 огромных региональных спиртоводочных комплексов на всю Россию». Как известно, глава РАР Игорь Чуян и Виктор Звагельский многие годы занимали видные посты в «Росспиртпроме». Неудивительно, что ведомство Чуяна поддерживает законодательные инициативы бывшего коллеги.
Благодаря еще одной из них ≈ поправкам к ФЗ 171 «О производстве и обороте этилового спирта», у производителей крепкого алкоголя может появиться новый гигантский рынок сбыта. В тексте законопроекта появились «напитки, изготовленные на основе пива» ≈ «алкогольная продукция, произведенная из пива или солода, зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, плодового, ягодного или иного растительного сырья, продуктов их переработки, хмеля, ароматических и вкусовых добавок, с добавлением этилового спирта». Т. е. после их принятия совершенно легально можно будет производить напиток, получивший в народе название «ерш» за его сильно опьяняющий эффект, что приведет к росту потребления чистого алкоголя на душу населения.
Кроме того, легализация «ерша» даст возможность водочникам уходить от большинства мер регулирования, налогообложения и контроля производства и оборота напитков, содержащих этиловый спирт, что повлечет за собой снижение собираемости акцизов. Сейчас, по оценкам депутата от ЛДПР Максима Рохмистрова, акциз собирается лишь с 4 л водки, в то время как россиянин в среднем выпивает 18 л чистого алкоголя в год. При этом акцизы на крепкий алкоголь растут медленнее, чем на вино и пиво. Хотя изначально Минфин настаивал на ускоренном росте акцизов ≈ на 25-30% ежегодно в 2011–2013 гг., в 2011 г. налог вырастет лишь на 10%.
Ценовая недоступность водки могла бы привести к снижению ее потребления, что доказывает пример Скандинавских стран и Польши. Сейчас в Швеции 0,7 водки стоят 21,2 евро, в Германии ≈ 7 евро соответственно, а у нас ≈ 2 евро. Чтобы переломить эту тенденцию нужно уменьшить ценовую и временную доступность крепкого алкоголя, считает Главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, который также выступает против «лоббирования льгот для рынка крепкой алкогольной продукции в стенах российского парламента».
www.pravda.ru 30.09.10